• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

У разбитого Азова

Реклама на dsnews.ua
Изворотливая дипломатия

Диалога, как и между премьерами, не получилось. Глава украинского МИДа Константин Грищенко оперировал тем арсеналом, который у него, в сущности, остался, заявляя, что остров Коса Тузла является неотъемлемой частью украинской территории. В ответ Игорь Иванов, подчеркнув в очередной раз, что Россия никоим образом не посягает на суверенитет и территориальную целостность Украины, от прямого ответа — чья все-таки Тузла — уклонился, дипломатично сказав, что есть, мол, разные документы, которые можно по-разному трактовать, конкретно обозначив позицию Кремля: это вопрос переговорного процесса. Таким образом, г-н Иванов подтвердил претензии Москвы на Тузлу, материализованные в строительстве пресловутой дамбы. Глава российского внешнеполитического ведомства продемонстрировал свое владение казуистикой, провозгласив с самого начала, что в СССР границ не было. А когда ему напомнили о решении самой РФ десятилетней давности, которым было объявлено, что все административные границы РСФСР с союзными республиками автоматически превращаются в государственные, и деликатно спросили, не собирается ли Россия отказаться от этого принципа, Иванов ответил просто: Россия ни от чего не отказывается. При этом московский гость усомнился в необходимости пребывания на Тузле украинских пограничников. И хотя Константин Грищенко выступил за присутствие на острове защитников границы, однако этот вопрос теперь не ему решать. Впрочем, результат киевских переговоров озвучил именно он: все будет решаться только в комплексе с другими азово-керченскими вопросами, вдобавок теперь уже с разграничением черноморского шельфа. Причем этот процесс будут форсировать. Киев понял намек Москвы: либо вы садитесь за стол — и мы быстренько все решаем, либо строим оставшиеся 100 метров дамбы и смотрим, как вы на это отреагируете. А вот Виктор Янукович на встрече с Игорем Ивановым вообще пал жертвой уже не совсем свежих установок Кремля. По мнению нашего премьера, единственное недоразумение заключается в том, что строить дамбу решили на региональном уровне, а не в центре, и вообще проблема Тузлы раздута. Как ни странно, но многие российские эксперты назвали переговоры в Киеве провальными для Москвы. Видимо, они то ли кривят душой, то ли их ожидания от встречи дипломатов были уж очень фантастическими.

Дележ по-братски

Винить в данной ситуации министра Грищенко было бы несправедливо. Константин Иванович принял проблему Азова и Керчи в том виде, в котором ее оставили его предшественники. А именно: в январе 2003 г. в подписанный договор об украинско-российской границе была внесена статья номер 5, где черным по белому написано, что любые договоренности сторон по смежным морским просторам не должны наносить ущерб позициям Украины и РФ относительно статуса Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод двух государств. Таким образом, нынче руки дипломатов с Михайловской площади оказались связаны. Любые односторонние действия не будут согласовываться с международным правом. Год назад украинский Кабмин принял смелое постановление, которым согласно морскому праву объявил азово-керченскую акваторию международными водами и установил 12-мильную зону территориальных вод Украины. Но почему-то это решение не зарегистрировали в секретариате ООН, тем самым лишив Киев важного козыря в переговорах с РФ. Тузлинский же проигрыш показал, что украинские карты годятся лишь для рискованной игры в мизер. Что может означать окончательное придание Азову статуса внутренних вод обеих стран? А то, что, например, в тот же Мариуполь без разрешения Москвы не войдет ни один иностранный корабль, а это чревато параличом торговли для предприятий Донбасса и, следовательно, катаклизмами для всей экономики страны. Что примечательно, никто в России не вспоминает об уникальности и прецедентности предлагаемого статуса. Ведь внутренние воды во внутреннем море могут быть только у одной страны. А когда в пример ставят Каспий советско-иранского периода, то как-то не говорят, что там речь шла о пограничном озере (другие примеры — Чад (Камерун, Чад, Нигерия, Нигер), Великие озера (США, Канада), Виктория (Кения, Уганда, Танзания), а не море.

Морская болезнь РФ

Кремль предлагает делить Азов "по каспийскому принципу", поделив дно и оставив общими воду и небо над ним. При этом никто не вспоминает, что статус Каспия в целом до сих пор не определен, что Россия много раз меняла свою позицию на переговорах: выступала то за совладение, то за раздел на пять равных частей; в диалог встревали даже географы, представляя свои аргументы в споре о том, морем или озером является Каспий (что немаловажно для международного морского права) и в конце концов разделила водоем с Казахстаном и Азербайджаном, оставив туркменам и иранцам право по этому поводу протестовать. Но в случае с Каспийским морем на Москву надавили США, имеющие свои виды на бакинскую нефть на шельфе. Похоже, азовские бычки Вашингтон мало интересуют.

Вообще-то дележ морей для России является некой хронической болезнью. Кроме Каспия, Москва спорит с Норвегией об арктическом шельфе Баренцева моря, с США — об экономических зонах в Чукотском и Беринговом морях, наконец, всем известна проблема Курил. В последнем случае Россия также хочет придать статус внутреннего Охотскому морю, однако Токио категорически против. Во всех этих случаях никаких положительных сдвигов для Кремля пока не наблюдается. Так что Украина имеет шанс стать первой страной, побежденной на море дипломатической Россией. 5 ноября украинская и российская делегации на уровне экспертов вновь сядут за стол переговоров, дабы обсудить Азовскую и Керченскую проблемы. Дискуссия обещает затянуться на годы. Тем временем акватория де-факто превратится в общие воды, за которые Россия сможет впредь не платить. Вопрос же юридического решения данного вопроса вряд ли является для Москвы таким уж принципиальным.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua