• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Черное море во мгле

Реклама на dsnews.ua
Двенадцать лет без права... владения

Ситуация с маяками продолжается уже на протяжении 12 лет существования суверенной Украины, и случаи выключения их случались неоднократно. В 1994 г. по прямому указанию командования Черноморского флота, подчинявшегося Москве, намеренно разрушалась система наблюдения и связи на территории нашей страны. На всех радиотехнических постах от порта Измаил до Керчи сняли аппаратуру технического распознавания. В соответствии с директивой начальника штаба ЧФ вице-адмирала Петра Святашова 19 января 1994 г. были погашены все навигационные огни и световые знаки в северо-западной части Черного моря. И лишь чудом тогда обошлось без катастроф на море.

Не поставили все на свои места и базовые соглашения по разделу Черноморского флота. При их подписании 28 мая 1997 г. специалистам Украины и России было поручено в месячный срок разработать дополнительный договор о средствах навигационно-гидрографического обеспечения. Однако документ до сих пор не согласован и не подготовлен для подписания. Поэтому Черноморский флот продолжает, вопреки украинскому законодательству, самостоятельно эксплуатировать все объекты от Тарханкута до Аюдага, ссылаясь на то, что они якобы взяты в аренду на законных основаниях.

На самом деле никаких соглашений об аренде маяков не было и нет. Министерство обороны РФ таких договоров ни с ФГИУ, ни с Минтрансом Украины иметь не может, потому что в соответствии с действующим законодательством нашей страны маяки аренде не подлежат.

ЧФ РФ: маяки — наши, ответственность — ваша

Абсурдность ситуации еще и в том, что россияне, фактически владея средствами навигационно-гидрографического обеспечения в Севастопольском регионе, официально отказались отвечать за безопасность мореходства в этой зоне. В "Сообщении мореплавателям" Главного управления навигации и океанографии Минобороны РФ (ГУНИО) №20 от 1.01.1996 г. и в №17 от 1.01.1998 г. дважды официально объявлялось, что "на основании межправительственных соглашений и актов ГУНИО МО РФ передало гидрографическое имущество и средства, необходимые для обеспечения безопасности мореходства, навигационным гидрографическим службам стран — республик бывшего СССР на Балтийском, Черном и Каспийском морях и ответственности за безопасность мореходства в территориальных водах и экономических зонах этих государств не несет". Украина же ратифицировала 3 июня 1999 г. Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. Это позволило ей стать полноправным субъектом международного морского права, в том числе и права на суверенитет на внутренние воды и территориальное море. Иначе говоря, наше государство на международном уровне получило подтверждение законного права устанавливать правила эксплуатации и защиты средств навигационно-гидрографического обеспечения в своих внутренних водах и территориальном море. А это значит, что Украина взяла ответственность за безопасность судоходства в своем регионе.

В такой ситуации никто еще не подсчитал вероятные экономические убытки, которые мы можем понести, если российская сторона, которая не связана обязательствами, отключит маяки. Ни одно судно не сможет войти в порт для разгрузки или погрузки, а также выйти из него. Что произойдет, если иностранный корабль сядет на мель и потерпит аварию из-за того, что какой-то из светящихся гидрографических знаков не будет работать? Суда с тысячами тонн нефти, проходящие у берегов Крыма в Одессу, должны иметь надежные маяки на украинском берегу. И от того, как мы обеспечим эту надежность, будет зависеть престиж страны и отношение к ней мирового сообщества.

Реклама на dsnews.ua
Украинский флот под контролем ЧФ

Еще более абсурдным, а с точки зрения национальной безопасности и обороны — недопустимым является то, что средства навигации, находящиеся в Украине, контролируют воинские подразделения другой державы, предъявляющей территориальные претензии. Ярким примером пренебрежения интересами нашего государства и Военно-морских сил является факт управления гидрографической службой ЧФ РФ навигационно-гидрографическим оснащением даже в бухте Стрелецкой в Севастополе, где базируются соединения украинского военного флота. Такая же ситуация в Балаклавской бухте, где пока еще пребывает отряд кораблей погранвойск Украины. То есть в случае выключения российским флотом маяков наши боевые корабли останутся запертыми в бухтах или вынуждены будут выходить в море вслепую.

Иск Генпрокуратуры Украины к МО России

За последние шесть с половиной лет со дня подписания соглашения по разделу и базированию Черноморского флота состоялись десятки совещаний и встреч украинско-российских комиссий. В августе 1998 г. вышло постановление Кабинета Министров №1282, согласно которому гидрографическое имущество, являющееся государственной собственностью и размещенное на побережье от Тарханкута до Аюдага, передано в сферу управления Министерства транспорта Украины. 11.05.2000 г. последовал указ Президента №678/2000, возлагающий на Минтранс ответственность за реализацию государственной политики в сфере навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания. Однако все распоряжения остаются на бумаге.

Альтернативой вялотекущему переговорному процессу с РФ стали исковые заявления Генеральной прокуратуры Украины к Министерству обороны РФ в хозяйственные суды Симферополя, Севастополя и Херсона об изъятии из незаконного владения россиян гидрографического имущества нашей страны.

После нескольких судебных заседаний на разных уровнях лишь месяц назад было принято решение об изъятии у Черноморского флота России более 80 объектов навигационного гидрографического обеспечения на севастопольском участке от мыса Луккул до мыса Сарыч. Однако механизм такого изъятия не отработан. Нерешенным остается вопрос и по 22 гидрографическим объектам — от Тарханкута до мыса Луккул и от Сарыча до Аюдага. Дело продолжает рассматриваться в судах. Российская сторона в протоколе последнего заседания подкомиссии по функционированию Черноморского флота РФ и его пребыванию на территории Украины поспешила внести в документ, что она "не признает решение украинских судов в отношении принадлежности инфраструктуры навигационно-гидрографического обеспечения, находящегося в управлении ЧФ РФ, и предлагает украинской стороне принять незамедлительные меры для урегулирования создавшейся ситуации путем переговоров". Сколько времени они продлятся и чем завершатся — неизвестно. А это значит, что российский флот может в любой момент решить самостоятельно: быть судоходству у крымских берегов и боеготовности украинского флота или нет.

    Реклама на dsnews.ua