• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Политреформа возвращается

Реклама на dsnews.ua
КС дает добро

Конституционный суд решил, что предложенные изменения в законопроекте, поданном на улицу Жилянскую для заключения еще в июле, не противоречат 157 статье действующей Конституции страны, которая и определяет условия для внесения поправок в Основной Закон. То есть предложения "бютовца" Анатолия Матвиенко, коммуниста Адама Мартынюка, лидера СПУ Александра Мороза, "нашеукраинца" Юрия Ключковского и Виктора Мусияки (единственного неоппозиционера в этой компании) не направлены на ликвидацию независимости и нарушение территориальной целостности, а также никоим образом не предусматривают отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина. Единственное — судьям не понравилось новшество отобрать функции главных толкователей законов у них же самих. КС посчитал, что это ущемляет право украинцев на судебную защиту. И хотя судьи также сделали несколько несущественных замечаний, они носят, по словам судьи-докладчика по этому делу Владимира Шаповала, достаточно условный юридический характер. Это позволяет депутатам во время рассмотрения проекта размышления КС проигнорировать. В противном случае придется подавать его на экспертизу повторно. Последних два с половиной месяца юристы суда трудились над оппозиционными поправками к 32 статьям Конституции, результат — более чем весомый. Теперь для Верховной Рады снято последнее формальное препятствие для обсуждения данной модели политической реформы. "Наше дело — отдать парламенту этого ребенка, и пускай они теперь, как говорится, "его кормят", — не без удовлетворения от проделанной работы резюмировал Владимир Шаповал.

Конституционные рацпредложения

Проект Матвиенко — Мусияки — Мороза имеет ряд новшеств, способных, в случае их принятия, кардинально изменить ситуацию в стране. Законопроектом предусматривается, что на должность руководителя правительства назначается представитель политической партии (или блока), которая имеет в ВР наибольшее количество мандатов, межфракционные переходы запрещаются, а в случае досрочного прекращения полномочий президента его обязанности исполняет спикер. По действующей Конституции такие функции возлагаются на премьер-министра. Глав местных госадминистраций предлагается назначать решением Кабмина, а всех без исключения министров, в том числе и силовиков, утверждать в парламенте по представлению премьера. В проекте упрощена также процедура импичмента — для смещения президента таким образом необходимо лишь две трети депутатских голосов вместо сегодняшних трех четвертей. В то же время глава государства будет иметь, по оппозиционной модели, только две возможности распустить ВР: если на протяжении 30 дней пленарные заседания не начинаются (такой принцип действует и сейчас) или если в течение 60 дней после отставки правительства парламент не может утвердить новый состав Кабмина. Хотя и такое невозможно целый год после инициирования импичмента. Еще одна новинка — закон, принятый тремястами депутатами, немедленно подписывает президент. А если он этого не делает, его официально обнародует глава Верховной Рады. И наконец, главное — в проекте речь об избрании президента парламентом не идет, то есть принцип всенародных и прямых выборов главы государства предлагается сохранить.

Проекты-близнецы

В ближайшее время Конституционному суду предстоит сделать заключение о конституционности еще двух законопроектов, посвященных политреформе. Это так называемые компромиссные поправки левой оппозиции и Банковой да проект Степана Гавриша. (Кстати, подпись координатора большинства стоит и под первым.) Проекты похожи, как братья-близнецы. 99,9 процента текстов в них идентичны, строчка в строчку. Отличий всего три. Первое — это дата регистрации в парламенте. Симоненковско-медведчуковский зарегистрирован двумя неделями раньше — 4 сентября. Второе — под обоими законопроектами стоят те же подписи лидеров фракций большинства и представителя Леонида Кучмы в ВР Александра Задорожнего. Но под детищем левых и АП — также подпись лидера КПУ Петра Симоненко. И хотя в продвижении законопроекта принимал участие и Александр Мороз, руководитель СПУ свое имя в число его авторов не внес. И наконец, третье, но единственное кардинальное отличие. В обоих проектах изменений Конституции предусматривается избрание президента в парламенте двумя третями голосов, разнятся лишь сроки. В самом последнем проекте (так называемом Гавриша) предлагается избрать президента в ВР уже осенью 2004 г. А парламентские выборы перенести на 2007 г. В модели Симоненко — Медведчука: в 2004 г. — последние всенародные выборы главы государства, парламентские — в срок, т. е. в 2006 г. В тот же год через месяц после мартовских выборов ВР должна избрать нового президента. Еще один ключевой момент в проектах-близнецах — Кабмин формирует коалиция. Если же ее, коалицию, создать не удается — президент имеет право распустить парламент.

Когда Конституционный суд огласит заключение по этим законопроектам, в КС не говорят, тем временем коммунист Георгий Крючков на прошлой неделе заявил, что сие случится до конца ноября. Нетрудно спрогнозировать, какое решение примут судьи. Скорее всего, все или почти все статьи будут признаны не ущемляющими права человека, не угрожающими независимости и украинским границам. В прошлую же среду, когда КС оглашал вердикт оппозиционным предложениям, свое веское слово по политреформе сказал Президент. Леонид Кучма заявил, что если реформу не удастся провести сейчас, в Украине настанут самые тяжелые времена. "Это сегодня — игра не в политику, а игра в жизнь страны", — считает гарант еще пока не тронутой реформами Конституции.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua