• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Банки перестают кредитовать

Реклама на dsnews.ua

Нехватка ресурсов на межбанковском рынке привела к сложностям с кредитованием клиентов по ранее согласованным проектам

Межбанковский ресурсный рынок на прошлой неделе стал полем для полномасштабных спекуляций. Только за три торговые сессии кредитные ставки на рынке выросли сразу в пять раз — с 20 до 100%. Объясняя удорожание денежного ресурса катастрофической нехваткой средств на банковских счетах, финансисты то и дело переносили сроки кредитования по уже утвержденным проектам. Конечному заемщику предлагали либо дождаться нормализации ситуации на ресурсном рынке, либо прокредитоваться по спекулятивным ставкам.

Каждый за себя

Официальным поводом для начала спекуляций послужил дефицит гривневого ресурса, сложившийся из-за концентрации средств на счетах Нацбанка. В начале недели на едином казначейском счете здесь было сконцентрировано бюджетных средств на 7,5 млрд грн. (4,7 млрд грн. из них в национальной валюте). Для сравнения: в тот же период прошлого года на этом же счете находилось немногим более 4 млрд грн. "Банки привыкли, что НБУ накачивает рынок гривней — на уровне одного-двух миллиардов, выкупая на валютном рынке излишек иностранной валюты. Растущая экономика "съедала" выдаваемую банками в кредит гривню. А тут ситуация поменялась. В сентябре–октябре накачка гривней приостановилась, когда Нацбанк начал продавать недостающую рынку иностранную валюту и накапливал гривневый ресурс на своих счетах. Заметьте, еще два года назад деньги Госказначейства были бы попросту в банковской системе. Ситуативно мы можем выиграть, скажем, наш банк приятно разместился — продал ресурс под 60 процентов. Такие ставки тут же всем напомнили апрель–май прошлого года, когда ставки доходили до 100 процентов", — прокомментировал ситуацию председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин. Рост цен на межбанковском ресурсном рынке также стимулировало наращивание гривневой массы за пределами банковской системы.

На прошлой неделе по "ночным" кредитам выставлялись просто заоблачные котировки — 80–100%. Хотя, как сообщили "ДС" дилеры, по стопроцентным ставкам сделки не заключались, они только выставлялись в информационных окнах. "Имела место спекуляция, причем со стороны сразу нескольких банков, казначеи которых наживались на десятках нуждающихся в гривне финучреждениях. Нацбанк снабжал рынок ресурсом — мы продавали по 500–600 миллионов гривень в день. Больше у нас не запрашивали, хотя мы могли продавать на 700 миллионов больше. В то же время необходимо отметить, что более тридцати банков работают с большим риском — удельный вес межбанковских кредитов в сумме всех привлеченных средств у них составляет 25–55%", — отметил в интервью "ДС" первый заместитель председателя НБУ Арсений Яценюк.

На протяжении трех дней складывалась парадоксальная ситуация. Системные банки, обладающие необходимыми для рефинансирования портфелями государственных облигаций, не выходили на НБУ с тем, чтобы тот их прорефинансировал на недостающую сумму. Они наравне с коллегами "задирали" ставки до 60–80%, средним же и малым финучреждениям, не держащим в портфелях гособлигаций, не оставалось ничего другого, как ожидать появления гривневого ресурса. Системщики отказывались снабжать рынок нацбанковской гривней по двум причинам: одни опасались гнева НБУ, который мог наказать за откровенные спекуляции (при рефинансировании под 8% и продаже под 60–80%), другие — попросту боялись нарушить норматив адекватности капитала (общие активы за вычетом резервов не должны более чем в восемь раз превышать размер регулятивного капитала), который не позволял им существенно наращивать кредитование. "Сейчас такая ситуация, когда каждый сам за себя. Банкам приходится заниматься удовлетворением собственного спроса. Насколько мне известно, центробанк выступал с инициативой стать агентом Госказначейства и выйти с продажей их ресурса на межбанковском рынке. Если на рынок выйдет 2 миллиарда гривень, то ставки упадут сразу до 4 процентов", — самоустранился в беседе с "ДС" председатель правления УкрСиббанка Александр Адарич. Подстегивали ситуацию и первые невозвраты, которые происходили на рынке на прошлой неделе. Банки, ранее привлекающие кредиты на межбанковском рынке, возвращали партнерам кредиты с опозданием на один-два дня. Оглядываясь на коллег, остальные участники рынка старались экономить ресурсы, дабы получить резервы хотя бы под пассивные операции. К тому времени банкиры уже успели по максимуму свернуть активные операции на финансовых рынках.

Реклама на dsnews.ua

В конце концов проблему с нехваткой гривневого ресурса на рынке решили иным способом. Первое — НБУ временно смягчил ограничение на предоставление коммерческим банкам кредитов "овернайт" с 30 до 50% объема обязательных резервов, сформированных ими за предыдущий месяц. В данном случае речь идет о бланковом "овернайте", выдаваемом без предоставления залога. Второй мерой в антикризисном пакете Национального банка стало снижение норматива обязательного резервирования банков под привлеченные ими средства физических и юридических лиц до востребования — с 10 до 8%. В среднем, по подсчетам финансистов, действия центробанка высвободили на рынке 1,3 млрд грн. Такое вливание средств привело к продажам гривневого ресурса системными банками и снижению ставок в пятницу до 12%. Нормализация ситуации на межбанке позволит уже в понедельник вернуть рынок на прежние позиции — ставки опустятся до 6–8%.

Кроме всего прочего, перипетии на ресурсном рынке радикально изменили ситуацию и на валютном межбанке. Если на предыдущей неделе иностранной валюты на рынке не хватало и НБУ выходил с интервенциями, распродавая свои валютные резервы, то с 17 по 21 ноября СКВ активнее продавали коммерческие банки. Таким образом они пытались заполучить от НБУ гривню. Некоторые финансисты даже заподозрили в нехватке гривни на межбанке умысел главного банка. "Не исключено, что мы имели дело с последствиями усилий Нацбанка на удержание курса, который, возможно, несколько перерасходовал свои валютные резервы. И сделал так, чтобы финучреждения расстались с частью своей валюты, продавая имеющуюся у них на открытой позиции (она не может превышать 25%), получали необходимую гривню", — предположил заместитель председателя правления "Форума" Ярослав Колесник.

Заемщиков оставили без кредитов

Как бы там ни было, а плоды кризиса на ресурсном рынке в результате пожинали даже не банки, а их клиенты. Сразу после возникновения дефицита гривни финансисты приостановили выдачу кредитов конечным заемщикам, а после высвобождения ресурса из резерва и снижения ставок до 12% поступили и того хуже — начали вообще отказывать клиентам в кредитовании. "По рынку возрастает поток клиентских заявок на кредитование. Это заемщики системных банков, которым было отказано в кредитовании по ранее согласованным проектам. После того как межбанковский рынок неделю работал на скудном ресурсе, большие банки отказались рисковать без стабильных пассивов. Ранее они могли себе позволить прокредитовать заемщика, рассчитывая на "перехват" по рефинансированию в НБУ и на межбанке. Теперь ясно проявилась зыбкость такой ресурсной базы. А в их ситуации рисковать нельзя, цена ошибки — стабильность системы в целом", — отметил в разговоре с "ДС" заместитель председателя правления банка "НРБ-Украина" Владислав Кравец.

По словам финансистов, количество заявок и объемы кредитования в последние недели не прекращали расти: по данным НБУ, только за две недели ноября кредитные вложения банков выросли с 61,5 млрд грн. до 63 млрд грн. Причем если ранее предприятия желали получить валютные кредиты, то сейчас большим спросом пользуются займы в национальной. Смену настроений поясняют политическими рисками, которые учитываются заемщиками, берущими сейчас кредиты на год: экономисты абсолютно уверены в стабильности гривни лишь до президентских выборов.

    Реклама на dsnews.ua