• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Саммит двух президентов

Реклама на dsnews.ua

В Ялту в третий раз приглашались президенты ГУУАМ. Украинский и грузинский встретились, молдавский, узбекский и азербайджанский отсутствовали и, скорее всего, об этом не пожалели.

Третью встречу высшего органа ГУУАМ, то бишь президентов, входящих в блок государств, Леонид Кучма назвал особенной. Причиной тому является тот факт, что главы государств впервые должны были собраться на заседание официально зарегистрированной ООН, а отнюдь не неформальной, как ранее, организации. Историческую важность момента участники объединения отметили своеобразно — рекордом непосещаемости: из президентов были только хозяин встречи Леонид Кучма и его грузинский коллега Эдуард Шеварднадзе, обреченный на приезд ролью председателя ГУУАМ. Вообще-то эту временную должность в рамках ежегодной ротации Грузия должна была уступить следующей по алфавиту Молдове, но грузинскому лидеру придется удерживать бразды правления еще полгода, поскольку вручить их было некому: президент Воронин отсутствовал, делегацию Молдовы возглавлял первый замминистра иностранных дел Андрей Стратан. От Азербайджана был премьер-министр, от Узбекистана — госсоветник президента. Главы государств, словно школьники, сослались на болезни и остались дома. Правда, впервые саммит посетила официальная делегация США, во главе с помощником заместителя госсекретаря Стивеном Пайфером. Если быть точнее, Гейдару Алиеву по состоянию здоровья действительно лучше не путешествовать. Ислам Каримов вообще никогда не был на саммите ГУУАМ и решил не изменять традиции. А Владимир Воронин в прошлом году сказал, что будет принимать участие в следующих заседаниях блока, исходя из интересов его страны. Судя по всему, эти интересы сейчас как никогда близки к российским. Иначе и не объяснишь тот факт, что господин Воронин не явился на саммит по болезни, зато в тот же день приказал уволить двух своих министров, да еще и поучаствовал в торжественных мероприятиях в Кишиневе. Над Молдовой дамокловым мечом висит проблема Приднестровья, куда россияне настойчиво хотят разместить свой военный контингент. Лавируя между западом и востоком, Владимир Воронин решил лишний раз Россию не дразнить и остаться дома. В связи с чем российская пресса злорадно резюмировала, что в ближайшем будущем объединение будет называться еще неблагозвучнее, чем нынче, — ГУ.

Участникам двухдневной встречи удалось принять семь документов. Первый из них — соглашение о создании виртуального центра по борьбе с терроризмом и оргпреступностью, который так лоббировался Америкой и, очевидно, является причиной, по которой правительство США выделило на экспертную помощь ГУУАМ миллион долларов (кстати, американская делегация впервые участвовала во встрече блока на официальном уровне). Остальные касаются чрезвычайных ситуаций, образования, охраны госграниц, таможенных дел и науки. И лишь один, Меморандум о взаимопонимании в содействии торговле и транспортировке, хоть как-то касается того, чем, собственно, и следовало бы заниматься блоку.

Как верно заметил украинский Президент, главная задача саммита ГУУАМ — развитие транспортных коридоров. Леонид Кучма предавался мечтам об объединении в единую транспортную систему различных коридоров — Евроазиатского нефтетранспортного, ТРАСЕКА, Гданськ—Одесса и Критских — и назвал "стержнем сотрудничества ГУУАМ" нефтепровод Одесса—Броды. Фундаментом для появления ГУУАМ была возможность транспортировки на Запад каспийской и центральноазиатской нефти, но ни Узбекистан, ни Азербайджан не спешат способствовать реализации этих планов. Что касается подписанного в прошлом году соглашения о свободной торговли в зоне ГУУАМ, то оно вряд ли сможет принести пользу государствам с необычайно низкими взаимными товарооборотами. Вдохнуть жизнь в аморфный ГУУАМ могла лишь экономическая составляющаая, но суть объединения снова сводится к политическим декларациям. Официальная история ГУУАМ выглядит как хроника нереализованных решений о необходимости принятия каких-либо решений. И ничего удивительного, что Узбекистану, на два года позже других присоединившемуся к неформальному блоку, хватило трех лет, чтобы решиться на выход из него. В прошлом году, так и не увидев реальной пользы от членства, Ташкент заявил о его приостановлении, впрочем, чуть позже (после консультаций с американской стороной) одумался и заявил, что решение не было окончательным. Правда, дурной пример заразителен: в направлении выхода решительно поглядывает Кишинев, тоже не видящий пользы от ГУУАМ и к тому же имеющий весьма натянутые отношения с Киевом. Год назад на ялтинском саммите Владимиру Воронину обещали, что на территории его государства проложат нефтепровод. Но воз и ныне там.

Ответственность за создание ГУУАМ несет все-таки Украина, его инициировавшая, однако вместо демонстрации значимости Киева получился груз ответственности за обреченное на смерть детище, чье болезненное состояние позволяет злопыхателям говорить, мол, пример ГУУАМ доказал, что Киев не способен быть лидером. Единственное, что связывает пять государств, — сиюминутная преданность Америке. Но эта карта становится козырем лишь в моменты, подобные иракскому кризису, то есть тогда, когда выгодно Вашингтону, но не нам.

    Реклама на dsnews.ua