• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

В "Укрморпорте" – изменения в руководстве

Реклама на dsnews.ua

25 декабря совет Государственного объединения "Укрморпорт" назначил генеральным директором Валентина Касапчука. Предыдущий руководитель предприятия Андрей Манучаров оставил пост по собственному желанию. Моряки считают, что смена руководства — свидетельство компромисса в борьбе между новой и старой концепциями развития портов. Счет 1:1 в пользу Министерства экономики.

С 26 октября предприятия отрасли проверяла возглавляемая министром экономики Валерием Хорошковским парламентско-правительственная комиссия. По неофициальной информации, этот орган выявил факты превышения объединением своих полномочий. Структура, которой определена "координация хозяйственной деятельности предприятий, входящих в ее состав, без права вмешательства в их производственную и коммерческую деятельность и принятие управленческих решений", указанное право себе присвоила. Согласно предварительной информации среди нарушений фигурируют вмешательства в работу портов, включая финансовые и договорные вопросы.

Несмотря на то что "Укрморпорт" в своих заявлениях неоднократно настаивал на исключительно целевом использовании фонда развития (последний аккумулирует часть средств, выделенных портами в распоряжение объединения, в размере 111 млн грн.), именно к финансовой стороне деятельности у комиссии возникли претензии. В частности, народный депутат Николай Павлюк (экс-начальник Одесского порта) фактически с момента создания "Укрморпорта" указывал на расплывчатость его статуса и функций, предупреждая о нарушениях законодательства, в т. ч. Закона "О предприятиях Украины". Согласно информации парламентского комитета по строительству, транспорту и связи, морским подкомитетом которого руководит г-н Павлюк, "Укрморпорт" активно изымал средства у подведомственных предприятий. Только за первые полгода работы объединения объем такого изъятия превысил $33,3 млн. Из данной суммы свыше $6,9 млн перечислено в уставный фонд "Укрморпорта", более $5,6 млн — в его инновационный фонд. Еще порядка $9,4 млн заморожено в банках. Добавим, что уставный фонд "Укрморпорта" формировался предприятиями за счет нераспределенной прибыли, и на момент создания объединения он составил 50 млн грн. 60% этой суммы внесли порты "Большой Одессы" — Одесский, Ильичевский и Южный. Причем доля Одесского порта здесь свыше 72%. Подобное "наказание" порта сопровождалось довольно резкой критикой со стороны объединения по поводу осуществления одесситами политики привлечения к совместной деятельности части компаний. По инициативе Минтранса и "Укрморпорта" частные стивидорные компании, осуществляющие перевалку грузов в Одессе, были вынуждены перезаключить договоры с портом. Его выигрыш от ужесточения взаимоотношений с частниками уже оценивается в $1 млн ежегодно.

По неофициальной информации одним из итогов вышеуказанной проверки стало и кардинальное изменение схемы нефтеперевалки в Одесском порту. Ранее в данном процессе был задействован Морской транспортный банк (Одесский порт — один из его соучредителей). Но в последнее время Мортрансбанк из этой схемы как-то выпадает, а порт даже заявил о намерении продать его акции. Стоит отметить, что процесс "развода" сопровождается укреплением альянса государственных торговых портов с Укрсоцбанком, совет которого возглавляет Валерий Хорошковский.

В корне отвергая идею совместной деятельности, объединение, тем не менее, пошло на таковую с портами, передавая им в аренду имущество, закупленное через свой фонд развития, ими же и наполняемый. Выстраивалась интригующая цепочка собственности: порты отчисляли часть прибыли в "общий котел"; за счет саккамулированных средств ГО "Укрморпорт" приобретал объекты в статусе собственника, после чего передавал эти объекты портам в аренду. В частности, по такой схеме был куплен буксир ледокольного типа для Херсонского морского порта (100%-ное финансирование за счет объединения), буксир для Одесского порта ("Укрморпорт" и порт в равных долях).

А в течение всего срока существования государственного объединения Минтранс пытался определить его подчиненность. Оно подчинялось то центральному аппарату министерства, то соответствующему департаменту. Можно ли считать, что со сменой руководства — увольнением Андрея Манучарова и приходом его заместителя Валентина Касапчука в роли и. о. — управляемость объединением определилась, покажет будущее. Возможно, свидетельством устанавливающегося баланса старой установки портов на самостоятельность и новой — на ужесточение дисциплины — является назначение на должность заместителя гендиректора "Укрморпорта" предыдущего начальника Одесского порта Александра Соборова, покинувшего кресло в разгар претензий к предприятию со стороны объединения.

    Реклама на dsnews.ua