• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Алексей Костусев: "Отныне наша работа станет еще более открытой"

Реклама на dsnews.ua

Президент подписал изменения в ряд законодательных актов, которые определяют полномочия Антимонопольного комитета. Теперь он может планово привлекать к своим проверкам правоохранительные органы, а также подразделения местных администраций. Кроме того, председатель комитета теперь может иметь не одного, а двух первых заместителей. В то же время если раньше комитет считался центральным органом исполнительной власти, то теперь он является "государственным органом с особым статусом". О том, что на самом деле дает комитету новый закон, в интервью "ДС" рассказал председатель Антимонопольного комитета Алексей Костусев.

Алексей Алексеевич, зачем Антимонопольному комитету нужен новый закон?

— Этот закон дает нам больше возможностей в деле защиты экономической конкуренции. До его подписания существовали расхождения между различными нормативными актами, которые регулируют нашу деятельность. Закон "О защите экономической конкуренции" как бы ушел вперед, он очень продвинутый, буквально европейского уровня. А целый ряд законодательных актов отстал. Возникли коллизии и противоречия. Нужно было подтянуть другие законы, чтобы гармонизировать их с нашим основным. И в общем-то мы на сегодняшний день это сделали.

Могли бы вы детальнее остановиться на главных новшествах документа?

— Закон определяет специальный статус Антимонопольного комитета как органа государственной власти. В частности, это касается порядка назначения на руководящие должности комитета. Отныне запрещено вмешательство местных властей в порядок назначения на посты глав территориальных отделений Антимонопольного комитета. Теперь сотрудничество с властью на местах мы планируем вывести на качественно новый уровень. Также новый закон повышает статус Киевского городского территориального отделения, которое возглавит государственный уполномоченный Антимонопольного комитета. Установлен и порядок проведения открытых слушаний по наиболее резонансным делам, которые ведет комитет. Отныне наша работа станет еще более открытой.

Ранее вы говорили о необходимости получения комитетом дополнительных полномочий для выявления сговора между участниками рынков путем экономического анализа. Новый закон решает эту проблему?

— Нет, но соответствующий законопроект уже подготовлен. Хочу сказать, что у всех документов, которые связаны с органами власти, очень тяжелая судьба. Этот законопроект уже обсуждался в Кабмине, сейчас он вернулся на доработку, хотя есть поручение Президента его утвердить как можно скорее.

Реклама на dsnews.ua

Я хочу признаться, что сейчас возможностей и прав доказать сговор у Антимонопольного комитета очень мало. В законе написано, что нужны прямые доказательства. Но на то он и сговор, чтобы никаких доказательств не было вообще, на бумаге никто ничего не фиксирует. При этом мы не имеем полномочий, которые есть у соответствующих органов других стран. Вот Франция сопоставима с Украиной по населению и размерам, но там антимонопольный орган в пять раз многочисленнее, чем наш, и имеет намного больше прав.

Как обстоят дела с выполнением президентского указа, согласно которому ценовую политику естественных монополий должны регулировать независимые органы?

— Пока этот указ не выполнен, монополии будут испытывать соблазн воспользоваться своим положением и установить такие тарифы, которые в условиях конкуренции на рынке были бы невозможны. Поэтому мы всегда выступали за то, чтобы был создан независимый регулятор в области транспорта, связи, газа. На деле реализовать это очень тяжело. Сейчас есть попытки создать такие органы, которые были при отраслевых министерствах. С нашей точки зрения, они должны быть абсолютно независимы, функции ведения хозяйственной деятельности и установления тарифов должны быть разделены. Если они оказываются в одних руках, это ненормально. Вот принят Закон "О телекоммуникациях", где такой орган предусмотрен, но есть опасения, что он не будет независимым в полной мере.

Очередной виток роста цен сейчас наблюдается на рынке хлеба. Как себя ведут в этих условиях региональные монополисты?

— Мы уверены, что сговора зернотрейдеров нет, и, надеюсь, никто не будет объяснять трудности в экономике каким-то сговором. Репрессии против участников рынка недопустимы. Мне кажется, что опасность в том, что, спасая ситуацию, мы можем зарегулировать рынок. Цена должна складываться на основании спроса и предложения, объема урожая и резервов. И тактика государства, на мой взгляд, в нынешних условиях должна сводиться не к искусственному снижению цены, а к адресной помощи тем, кто в ней остро нуждается. В США определяется, что человек находится за чертой бедности, если больше 20% своего дохода он тратит на продукты питания. И для таких людей действуют программы помощи. Но никто там не ставит вопрос, чтобы в интересах этих людей снижать рыночную цену административными методами.

    Реклама на dsnews.ua