• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Крымская правда

Реклама на dsnews.ua

13 лет назад на полуострове решили немного обмануть историю — за один день референдума 20 января 1991 г. превратить ординарную область Украины в маленькую, но очень гордую республику. Крымский Обком КПУ призвал народ волеизъявиться по вопросу "Вы за воссоздание Крымской АССР как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?". Народ привычно ответил партии "да", но, судя по всему, не совсем понял, в чем дело. Не прошло и года, как большинство крымчан поддержали на референдуме и Акт о независимости Украины.

Но главное дело коммунистов было уже сделано — Крым вступил на тернистый путь обретения государственности. 12 февраля 1991 г. ВР Украины утвердила результаты общекрымского референдума 20 января, приняв Закон "О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики", переименовав местный облсовет в Верховный Совет Крыма, а облисполком — в Совет Министров.

Дальше все пошло по Ежи Лецу: "Когда машинист ищет новые пути, поезд обычно сходит с рельсов". 4 сентября Верховный Совет КАССР принял "Декларацию о государственном суверенитете Крыма". А в конце судьбоносного месяца на полуострове было основано Общество с говорящим названием "20 января" (скоро переросшее в Республиканскую партию Крыма), на первом митинге которого определились два его главных лозунга: "Не отдадим Крым татарам и украинцам" и "Вернуть Крым России". Впрочем, за что боролись — на то и напоролись. А ведь стремление к автономизации в начале 91-го объяснялось самыми благородными мотивами: необходимостью экономической самостоятельности, демографическим составом населения, торжеством исторической справедливости и прочее и прочее. Правда, и тогда некоторые политологи считали, что решающими в вопросе проведения референдума 20 января оказались два национальных фактора: крымскотатарский, связанный с требованием возвращающегося из депортации народа вернуть ему утраченную родину, и украинский, так как начался процесс суверенизации республики, который в Крыму кое-кто до сих пор величает "ростом националистических настроений".

Что же в результате случилось с "республикой"? Во-первых, она не избежала последствий всех революций, уничтожающих самих республиканцев. Вместо прагматика Николая Багрова, избравшего путь политических уступок Киеву ради экономической самостоятельности автономии, пришел Юрий Мешков. Он выписал из Москвы правительство, так и не сумевшее доказать крымчанам, что, грея московские бока на алуштинском пляже, можно догнать и перегнать Сингапур. Разрушительная энергия скоро уничтожила и самого Юрия Мешкова, фальшивое президентство которого бесславно завершилось одним указом из Киева.

На долгие годы Крым, возбужденный идеей автономизации, которая очень скоро обернулась банальным сепаратизмом, балансировал на грани мира и войны, в том числе и гражданской в самом опасном ее проявлении — межнациональном. Агрессивная улица, занявшая правительственные кабинеты, вместо непонятного ей механизма сдержек и противовесов ввела в политический обиход простые правила дворовой драки, которая вскоре оказалась банальным бандитизмом, превратившим полуостров в украинскую Сицилию. В результате тот, кто голосовал за мечту о российском рубле, скоро начал мечтать о том, чтобы его дети могли спокойно пройти по вечерним улицам.

Но и это не все. Референдум надолго испортил и так небезоблачные отношения с крымскими татарами, которые тогда его бойкотировали и вряд ли когда-нибудь простят власти, что она решила судьбу Крыма без их участия. Наконец, политический курс мятежной автономии сначала обострил противоречия между нею и центром, а потом год от года копил неподъемный груз недоверия друг к другу.

Результаты этого стоит перечислить. Полуостров в конце концов потерял остатки экономической самостоятельности, которую он получил в начале 90-х годов благодаря инициированному Николаем Багровым закону о разграничении полномочий между Крымом и Украиной. Потерял право на формирование региональной политики, так как де-факто именно центр теперь определяет состав крымской власти. Он, упустив из-за затяжной внутренней борьбы и бандитских разборок время заниматься экономикой, теперь один из самых проблемных регионов, население которого отстает по уровню жизни от других областей государства. В сухих сводках статистики автономный Крым на долгие годы застрял во втором десятке регионов по экономическим показателям, лишь в последние год-полтора поднявшись с 24 на 8 место в Украине.

Реклама на dsnews.ua

Оптимисты, правда, утешаются собственными Конституцией, гимном, флагом и гербом, на котором изображено странное животное, держащее в лапе жемчужную раковину. А вот с Конституцией Крыма опять одно расстройство. В ней теперь нет ни двухканального бюджета, ни трех государственных языков, зато есть продырявленный до эффекта красивого кружева фиговый листок, который на одно только и способен — прикрыть срам.

Кто же выиграл от референдума, "воссоздавшего" Крымскую автономию? Только огромный отряд крымского чиновничьего люда, имеющего оклады и портфели не областного, а республиканского размера и тяжести. Местным депутатам — и тем повезло гораздо меньше: имея честь заседать в "парламенте", они лишены возможности законодательной инициативы и даже не имеют статуса неприкосновенности. Во всем остальном Крым — ординарная область Украины, правда, с неординарным опытом выживания в условиях кризиса.

В общем, сегодня Республика Крым похожа по размерам, к примеру, на Эстонию. Больше она на Эстонию ничем не похожа.

    Реклама на dsnews.ua