• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Третейским судам дали волю

Реклама на dsnews.ua

Конституционный суд на прошлой неделе обнародовал постановление, в соответствии с которым выполнение решений третейских судов должны обеспечивать государственные исполнители.

С представлением об официальном толковании нормы Закона "Об исполнительном производстве" (относительно принудительного исполнения решений третейских судов) в КС обратилось СП "Мукачевский плодоовощной завод". Такой шаг руководство СП пояснило отсутствием единого мнения на этот счет у судов, Государственной исполнительной службы и Минюста.

Рассмотрев представление, Конституционный суд пришел к следующему выводу: постановления третейских судов о принудительном исполнении являются документами, на основании которых государственные исполнители должны обеспечить их выполнение. "Ранее в украинском законодательстве не было необходимых механизмов предъявления решений арбитражей к принудительному исполнению, если сторона, против которой принималось такое решение, отказывалась его исполнить добровольно", — поясняет юрист ЮК "Василий Кисиль и партнеры" Михаил Щетка.

Согласно Гражданско-процессуальному кодексу постановление арбитража по гражданскому делу могло быть выполнено принудительно на основании исполнительного листа районного суда по месту рассмотрения дела. А регламентация исполнения резолюций по хозяйственным делам отсутствовала. И это дало возможность ВХСУ в одном из своих разъяснений вообще приостановить выдачу приказов на исполнение решений арбитражей. Теперь, когда снята основная проблема третейских судов, стоит ожидать увеличения количества споров, которые будут решаться в арбитражах.

Все дело в том, что использование последних в рассмотрении конфликтов имеет ряд неоспоримых преимуществ. Прежде всего, это значительно меньшие сроки рассмотрения дела. Если, скажем, в государственных судах оно иногда "болтается" годами, то третейский суд, как правило, выносит вердикт в течение двух месяцев. Отчасти это объясняется тем, что в арбитраже, в отличие от госсуда, практически невозможно искусственно оттягивать вынесение окончательного решения, используя технические нюансы дела (скажем, неправильное указание номера банковского счета ответчика или банальная опечатка в исковых документах). Сведен к минимуму и перечень оснований, по которым постановление арбитража может быть в дальнейшем оспорено. Кроме того, он оказывается практически незаменимым при рассмотрении споров по специфичным договорам, к примеру, в строительстве или торговле ценными бумагами. Ибо при обращении в арбитраж у сторон появляется возможность самим выбрать арбитра со знанием той отрасли, к которой относится конкретный спор. Тогда как в госсуде спор будет рассматривать судья, на которого "распишут" дело.

Наконец, только в третейском суде можно решить проблему, не поссорившись окончательно со своим "визави". Поскольку арбитраж старается найти компромисс, разрешая спор не столько в соответствии с буквой закона, сколько сообразно сложившейся в этой сфере практике ведения бизнеса. А вот госсуд, наоборот, принимает во внимание только прямые нормы закона, следствием чего может быть не устраивающий обе стороны результат.

Сейчас по статистике в европейских странах от 80 до 90% всех споров рассматриваются третейскими судами. Вероятно, приблизиться к Европе в этом вопросе мы сможем, когда в стране появится наконец профильный закон об арбитражах. Напомним, что Верховная Рада уже проголосовала за этот документ. Однако глава государства отказался подписывать новый закон, отправив его на доработку депутатам.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua