• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Рут Харкин: "Мы готовы рассмотреть возможность участия в украинской приватизации"

Реклама на dsnews.ua

Об отсутствии интереса со стороны крупного американского истеблишмента к попыткам "многовекторной" Украины ускорить свою евроатлантическую интеграцию можно было бы слагать легенды, если бы не редкие визиты в Киев руководителей крупных международных корпораций. Некоторые влиятельные VIP-визитеры порой рассеивают туман пессимизма, скопившийся на берегах Днепра. К числу безусловных оптимистов в отношении будущей интеграции Украины в мировой рынок относится посетившая в начале марте Киев старший вице-президент крупнейшего в США машиностроительного конгломерата United Technologies Corporation (UTC) и глава United Technologies International Рут Харкин, которая согласилась ответить на ряд вопросов "ДС".

Украину очень редко посещают представители американских многопрофильных компаний. Скажите, как представитель одной из таких компаний, какие отрасли украинской промышленности United Technologies считает наиболее интересными для себя?

— Думаем, наиболее перспективными для нас являются такие отрасли, как авиастроение и строительный комплекс. Оптимизм в отношении этих отраслей мы связываем как с потенциальным и реальным темпами роста, так и с правительственными программами США в сфере поддержки внешней торговли. Кроме того, возможное присоединение Украины к НАТО и ВТО откроет для страны новые прекрасные перспективы.

В Украине хорошо знают торговые марки Otis и Sikorsky, но мало знают о корпорации United Technologies, которая ими владеет.

— Otis является мировым лидером в производстве лифтов. Sikorsky считается лучшим и крупнейшим в мире производителем вертолетов. Кроме того, мы выпускаем двигатели для авиации и космических ракет-носителей, наземные газотурбинные установки и электростанции (дочерняя компания Pratt&Whitney), оборудование для самолетов (Hamilton Sundstrandt), кондиционеры (Carrier) и электронные системы безопасности (Chubb). Каждая из этих дочерних компаний — мировой лидер в своем секторе рынка. Общие продажи корпорации в 2003 году составили $31 миллиард.

Среди крупных машиностроительных корпораций UTC является единственным конгломератом?

— Пожалуй, да. Если брать компании нашего масштаба, то мы действительно одна из немногих крупных машиностроительных корпораций с широко диверсифицированным портфелем. Многопрофильную структуру UTС в ХХ веке определил один из первых председателей Хери Грей. Его идея состояла в укрупнении американского авиабизнеса. Скажу несколько слов об истории корпорации. В 1929 году Boeing Airline&Transport, Pratt&Whitney, Chance Vought, Hamilton, Sikorsky и Standard Steel Propeller объединились в компанию United Aircraft and Transport. Позже эта новая компания была реорганизована в три отдельные: United Aircraft, Boeing Airplane Company и United Air Lines Transport. В 1975 году United Aircraft стала United Technologies Corporation, а чуть позже возглавлявший ее Хери Грей добавил Otis и Carrier, и из этого выросла UTС. Нынешний глава корпорации Джордж Дэвид также усилил политику диверсификации портфеля, приняв в 2003 году решение купить компанию Сhubb, производящую охранные устройства и системы противопожарной без-опасности. Я считаю, что наш строительный бизнес отлично интегрирован — лифты, охлаждение воздуха, энергоустановки, электронная безопасность. Хотя, на первый взгляд, трудно увидеть связь между этими направлениями. Но это все строительство.

Реклама на dsnews.ua

Авиабизнес и строительство пока идеально подходят друг другу своими циклами. Так, сейчас мы наблюдаем бум в строительстве и спад в авиастроении. Авиаспад начался после терактов в Соединенных Штатах 11 сентября и эпидемии атипичной пневмонии. Они привели к кризису авиатранспортные компании и определили спад заказов на гражданские самолеты и двигатели. Исходя из этого, я считаю, что только из-за Otis и Carrier сегодня UTC выглядит атлетом и держится на высоком уровне.

Сколько у UTС предприятий в Украине?

— Пока два. Наша дочерняя Otis выпускает лифты. А Pratt&Whitney в рамках совместного предприятия с институтом им. Патона "Пратт энд Уитни Патон" с 1993 года наносит защитные покрытия на лопатки газотурбинных двигателей. Недавно компания помогла институту им. Патона выиграть научный грант по разработкам ремонтных технологий IPP Program. Проект посвящен разработкам новых технологий в ремонте лопаток газотурбинных двигателей — сварке, пайке и материаловедению. Он рассчитан на два года, сейчас идет его пятый месяц.

Но кроме этих двух направлений, мы готовы расширять свое присутствие в Украине. В первую очередь нас привлекают те украинские проекты, в которых отрабатываются высокие технологии. Мы можем дать этим проектам опыт в маркетинге и капитал.

Как вы считаете, Украина пойдет по пути России, Чехии, Румынии и Польши в приватизации турбиностроения?

— Каждая страна решает сама, как ей интегрироваться в мировую авиапромышленность. Но если Киев примет такое решение, то мы будем готовы рассмотреть возможность участия в приватизации в зависимости от того, как это будет соотноситься с портфелем корпорации. В 2002 году мы купили крупный завод по производству газотурбинных двигателей и их комплектующих в Польше. А совсем недавно наша дочерняя Carrier купила компанию Linde, европейского лидера в производстве холодильного оборудования. Сегодня мы, конечно, заинтересованы в дальнейшем развитии украинской приватизации, особенно это касается сфер производства лифтов и другого строительного оборудования.

Какие регионы мира корпорация сегодня считает для себя наиболее приоритетными?

— Конечно, Азию и в особенности Китай. Мы ему продали 20 лет назад первый авиадвигатель, и возможностей для работы еще много. Важен для нас и регион вашей страны — Центральная и Восточная Европа. Я вообще считаю, что на сегодня самое большое наше зарубежное промышленное производство — это польская компания Polskie Zaklady Liotnice Rzeszow. Когда-то этот завод был одним из крупнейших в посткоммунистическом мире производителем авиационных двигателей. Сегодня он растет. Польша нацелена модернизировать свои вооружения под стандарты НАТО. И не только она. Думаю, этот завод будет базовым предприятием нашего авиастроения в регионе. В Ржежуве у нас работают несколько тысяч человек.

Касаясь Восточной Европы, как вы объясните, что SNECMA и израильская Elbit пришли в авиастроение Румынии раньше, чем UTС в Польшу?

— Для нас как американской компании было не так легко проникнуть на европейский рынок. Мы искали нужные и правильные возможности. Пока остановились на Ржежуве. Что касается России и Украины, то вряд ли кто-то нас здесь опередил. Фактически проекты в Украине и России UTС реализуется под очень пристальным вниманием непосредственно председателя UTС Джорджа Дэвида. Поэтому можно сказать, что с вашими странами мы работаем отдельно от Восточной Европы. Мы здесь уже более 100 лет. Otis поставил первые лифты в Зимний дворец еще в XIX веке. Компания продолжает успешно работать в России и сейчас. Замечу, что традиции Otis важны для нас не менее, чем традиции и марка знаменитого киевлянина Игоря Сикорского, столпа мирового вертолетостроения. Мы ему благодарны за Sikorsky Aircraft. И благодаря Сикорскому, когда в UTC говорят о Киеве и Украине, то говорят почти исключительно о высочайших технологиях. И о высочайшей школе специалистов в области авиационной техники и двигателестроения.

Это правда, что Pratt&Whitney вытесняют из ведущего в России проекта "Пермские Моторы"? Это частное российское предприятие конкурирует с украинскими государственными "Мотор-Січ" и "Заря Машпроект".

— Кроме авиационных двигателей, мы в России производим широкий спектр авиационной техники. А проект в Перми начался давно, у нас за этот период были разные партнеры. По моим ожиданиям, Pratt&Whitney будет там долго. Конечно, Пермский проект привлек много внимания. Иногда это было внимание политиков. Мы очень привязаны к Перми и обязаны людям этого города.

Ваш партнер по "Пермским Моторам", принадлежащая Михаилу Потанину холдинг-компания "Интеррос", решила продать свои акции в проекте. Она сейчас продает и другие свои активы в российской оборонке. Собирается ли UTC купить ее активы?

— Сейчас у нас нет совместных проектов. Мы начинали вместе, но они ушли.

<СПРАВКА>

 

Рут Харкин занимает должность главы UT International с 1997 г. Она также член совета директоров третьей по обороту в США нефтекомпании ConocoPhillips. До работы в UTC с 1993 г. занимала должность главного исполнительного директора американской госкомпании по финансированию внешней торговли OPIC. Ранее с 1983 г. работала юристом в компании Akin, Gump, Strauss, Hauer&Feld. В 1979–1981 гг. работала в качестве заместителя генерального юрисконсульта Министерства сельского хозяйства США, до этого в 1973–1979 гг. Рут была в числе первых американок, работавших в должности окружного прокурора.

    Реклама на dsnews.ua