• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Закономерная армейская чрезвычайщина

Реклама на dsnews.ua

Больше недели продолжались взрывы и пожар на складах воинской части А-2985 под Мелитополем. Из 4800 условных вагонов боеприпасов, которые там хранились, разлетелось около 900. Снаряды покрыли площадь в 314 кв. км. Только в одном селе Новобогдановка работают восемь групп пиротехников. Число неразорвавшихся снарядов, собранных с полей Мелитопольщины, превысило 3000. А весь процесс разминирования может занять до полугода.

Проверка чрезвычайной ситуацией

Масштабы пожара в Новобогдановке значительно превысили прошлогодний инцидент в Артемовске. Осенью 2003 г. боеприпасы взрывались всего 16 часов, а под Мелитополем снаряды разлетались более недели. Первые же дни военной катастрофы, когда взрывы гремели до десяти раз в минуту, в срочном порядке эвакуировали жителей деревень, попавших под обстрел, выявили все своеобразие нравов, царящих в украинской армии. Местные жители, вернувшиеся домой после нескольких дней отсутствия, обнаружили, что их жилье и дома вчистую обокрали. Те, кто пренебрег опасностью попасть под шальной снаряд, рассказали, что это дело рук прикомандированных для охраны брошенного имущества солдат, которые не только очистили жилища и уничтожили запасы продовольствия, но даже брались за убой оставленной без присмотра скотины. По прошествии недели памятно и поведение местных педагогов, бросивших на произвол судьбы несколько сот школьников, которые разбежались под грохот канонады по соседним селам. Многих из них родители отыскали через несколько дней. Можно с большой долей уверенности сказать, что в первые часы пожара в районе военной катастрофы царила паника, практически не сдерживаемая адекватными действиями властей. Панические настроения подогревали слухи о наличии на складах химического оружия и непосредственной опасности аварии на Запорожской АЭС. К счастью, ничего из этого не подтвердилось. Однако то, что число жертв ограничилось лишь пятью умершими, причем четверо из них умерли от сердечных приступов, можно объяснить разве что особой удачей и крепкими нервами местных жителей.

Григорий Рева, министр по вопросам чрезвычайных ситуаций, подвел предварительные итоги мелитопольского "фейерверка". Убытки от взрывов для Министерства обороны составили 2 млрд 252 млн грн. и для населения в целом — 1 млн 496 грн. Трем тысячам домов селян был нанесен ущерб — выбиты стекла, рамы. Пять зданий на территории самого склада уничтожено, в том числе одно четырехэтажное и четыре одноэтажных, где проживали семьи военнослужащих. Снаряды установки "Град" повредили десятки домов, оставив отверстия диаметром до полутора метров. К счастью, не взорвалась нефтебаза, находящаяся в Новобогдановке, в 2 км от эпицентра. Хотя снаряд до нее однажды таки долетел, оперативно сработали пожарные.

Последствия вредных привычек

Григорий Рева назвал первых подозреваемых во взрывах. Это, кто бы мог сомневаться, — рядовые Селина и Павлюк (имена их не сообщались). Прибыли служивые из другой воинской части на склады и решили закурить. Как прокомментировала обвинения пресс-служба Генпрокуратуры, "один из военнослужащих даже зажег пустой мешок из-под пороха. Но увидев, что к ним приближается руководство, наспех загасил мешок и спрятал его под стеллажи со снарядами. Это случилось на площадке, где разбирали снаряды, то есть покрытой пороховой пылью. После того как военнослужащие оставили площадку, возник пожар, который и привел к взрывам".

Генпрокуратура подошла к поиску виновных радикальнее и, помимо нерадивых солдат и задержанного командира части, сообщила о нарушениях техники безопасности, пропускного режима на складах. Наиболее любопытной частью расследования стало сообщение о деятельности киевской фирмы "Содружество", которая зарабатывает на утилизации вооружений, имеет ряд филиалов в областях страны, а ее мелитопольское подразделение возглавляет бывший командир части, где произошло ЧП. Именно ее сотрудники работали в день пожара на складах и привлекли к погрузке вышеуказанных солдат. Генпрокурор Геннадий Васильев высказал искреннее недоумение тем фактом, что остро нуждающееся в средствах Министерство обороны отдало столь прибыльное дело коммерческой структуре.

Реклама на dsnews.ua

А тут 12 мая из окна жилого дома в Киеве выбросился начальник управления логистики Министерства обороны полковник Александр Судаков. Пресс-служба министерства отреагировала на факт самоубийства лишь после появления публикаций, связывающих покойного с вопросами утилизации вооружений на мелитопольских складах, разумеется, отвергнув всякую связь полковника с резонансным событием.

О человеческом факторе и коммерческом интересе как о причинах взрыва на складах сообщает и Евгений Марчук. Более того, министр обороны согласен, что это были "умышленные действия" и "умысел более высокого уровня, чем умысел солдата". Так, по его информации, одна из фирм с киевской пропиской имела значительный долг перед базой за недовыполненную утилизацию боеприпасов. Взрывы военных снарядов, к слову, произошли за девять дней до окончания ревизии, назначенной Министерством обороны.

Несанкционированная продажа оружия — еще одна версия взрыва, о которой в полный голос говорят аналитики. Тем более что, по последним данным, Украина занимает седьмое место в списке стран — лидеров в этом прибыльном бизнесе. Звучат мнения, что пожары в Артемовске и Новобогдановке имеют не столько стихийный, сколько запланированный характер, причем прошлогодний непродолжительный пожар мог быть репетицией нынешнего, более масштабного. Вероятно, не случайно вместе с условными вагонами боеприпасов под Мелитополем сгорела и вся документация, связанная с учетом вооружений на крупнейшем в Украине складе. Евгений Марчук полтора месяца тому сокрушался, что его ведомство со времен распада СССР недосчиталось сотен ракет, относительно судьбы которых не осталось никаких документов. Теперь, после взрывов в Новобогдановке, число неоприходованных ракет и снарядов может оказаться совершенно непредсказуемым.

Гарантии опасности

Если даже министр обороны официально признает, что украинская армия представляет опасность для своего народа, то гарантии того, что ведомство, под его руководством уже пережившее два сходных ЧП, не допустит такого в будущем, никто дать не может. В Украине после Артемовска и Новобогдановки еще осталось 2,5 млн т боеприпасов, которые находятся на 184 складах и охраняются, по-видимому, столь же тщательно, как и взлетевшие на воздух. Министерство обороны считает, что полтора миллиона из них нужно утилизировать, на что потребуется 900 млн грн. уже в этом году. То, что МО их не получит, очевидно. Бесспорно, что процесс утилизации вооружений, превратившийся в прибыльный бизнес коммерческих структур, формально не связанных с военными, нуждается в серьезной корректировке и жестком контроле. Если не для сохранения государственного имущества, то хотя бы во избежание новых человеческих жертв.

    Реклама на dsnews.ua