• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Ключ от Сирии в чужие руки

Реклама на dsnews.ua

На прошедшей неделе в Дамаске состоялось второе заседание межправительственной украинско-сирийской комиссии по торгово-экономическому и техническому сотрудничеству. Украинскую делегацию возглавлял министр промышленной политики Александр Неустроев, с сирийской стороны в заседании приняли участие премьер-министр Сирии Мухаммад Наджи Аль-Отри, министр электрификации Мухаммед Муниб Аль-Дагер, министр промышленности Сирии Мухаммед Абудан, а также министр нефти и минеральных ресурсов Ибрагим Хаддад.

В ходе заседания стороны заявили о кардинальном увеличении двусторонней торговли, оборот которой в первом квартале 2004 г. достиг $128 млн и, по прогнозам аналитиков, в первом полугодии 2004 г. может увеличиться до $260 млн, что почти вдвое превышает годовой оборот торговли между двумя странами в 1998–1999 гг. (соответственно $170 и $190 млн). Нынешний период заметного роста активности в украинско-сирийской торговле начался в 2003 г., по итогам которого торговый оборот превысил $230 млн.

В числе основных факторов такого роста в 2003–2004 гг. эксперты выделяют три основных. Прежде всего, это заключение между Киевом и Дамаском договоров об избежании двойного налогообложения и о взаимной защите инвестиций, ратифицированных в 2003 г., благодаря которым интерес сирийского капитала к украинским рынкам существенно усилился. Вторая причина украинско-сирийского торгового роста — благоприятная конъюнктура на рынке черных металлов и энергетического оборудования (этим успешнее остальных сумело воспользоваться ОАО "Запорожсталь").

Не менее важным стимулом стало и оживление военно-технического сотрудничества, наметившееся после включения Украины в орбиту оккупационной операции США в Ираке. До прихода украинских миротворцев в Ирак Вашингтон с подачи Израиля тщательно отслеживал все украинско-сирийские контакты в оборонной сфере. Эти два партнера опасались, что неконтролируемый ими переток украинского научно-технического потенциала в Сирию поможет ей достичь статуса "общеарабского ракетного щита". По этой и некоторым другим причинам Украина долгие годы демонстративно делала вид, что не доросла до сирийской геополитики. До введения в конце 90-х гг. ограничений США на торговлю с Сирией крупнейшими украинскими контрактами с этой страной были ремонт нескольких корабельных силовых установок, двухсот сирийских танков Т-55 и аренда нескольких транспортных самолетов Ан-24 Киевского 410-го авиазавода.

Однако и эти украинско-сирийские контракты дали повод США в конце 90-х гг. обрушиться на Украину с обвинениями в модернизации сирийских бронетанковых сил (Киев тогда отделался легким испугом, предоставив данные о том, что контракт был заключен еще до введения санкций). Сейчас же благодаря участию Украины в американской оккупации Ирака украинско-американская напряженность в сирийском вопросе заметно спала.

С момента, когда Киев присоединился к миротворческим операциям в Ираке, Дамаск начал предлагать нашему государству невиданные ранее предложения в нефтегазовой отрасли, стремясь, по всей видимости, повлиять на политику Украины в иракском вопросе (Сирия входит в число ярых противников оккупации Ирака). В частности, на нынешнем заседании двусторонней комиссии стороны обсуждали перспективы расширения сотрудничества в нефтегазовой сфере за счет возможности привлечения украинских предприятий к шести крупным инвестиционным проектам, реализуемых сирийским министерством нефти и минеральных ресурсов. К таковым отнесены: доразведка нефтегазоносной площадки Пальмира, расширение двух и строительство одного нового НПЗ, а также восстановление сирийско-иракского нефтепровода Киркук–Банияс.

В случае если привлечение наших предприятий к этим проектам не окажется политической игрой, Украина вполне может воспользоваться Сирией как трамплином для проникновения на закрытые доселе для нее нефтяные рынки Ближнего Востока. Если же Киев, по уже сложившейся внешнеполитической традиции, вознамерится удовлетворить и свои, и чужие интересы, Украине, по всей видимости, еще долго придется догонять Венгрию, Румынию и Хорватию, которые давно остановили свой выбор на Сирии и прочно закрепились в ее нефтедобыче и переработке.

Реклама на dsnews.ua
<СПРАВКА>

 

Добыча нефти в Сирии в 2003 г. превысила 29 млн т, природного газа — около 6 млрд куб. м. Более 90% сирийской нефтедобычи контролируется предприятиями госкомпании SPC, в том числе более 15 млн приходится на совместные предприятия Al Furat Petroleum (учрежденное с Shell) и Deir Ez Zor Oil Company (учрежденное с TotalFinaElf). Кроме них, добычу ведут более 25 других СП, в том числе учрежденных с венгерской MOL, хорватской INA Naftaplin и румынской Rompetrol. Ежегодная переработка нефти на НПЗ компании SPC в Хомсе и Баниясе составляет 11–12 млн т.

    Реклама на dsnews.ua