• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

"Криворожсталь" осталась украинской

Реклама на dsnews.ua

Занимательное зрелище под названием "приватизация ОАО "Криворожсталь" закончилось в рекордно короткие сроки. Вечер 14 июня, когда главный приватизатор страны Михаил Чечетов с гордостью демонстрировал журналистам ручку, которой был подписан контракт с победителем, не принес никаких сенсаций. Победителем конкурса оказался специально созданный Виктором Пинчуком и Ринатом Ахметовым консорциум "Инвестиционно-металлургический союз".

Денежный вопрос

Победитель объявленного 12 мая конкурса по продаже 93,02% акций ОАО "Криворожсталь" предложил за полный контроль над крупнейшим в Украине металлургическим предприятием 4,2 млрд грн. при стартовой цене 3,8 млрд грн. Вдобавок ведомый вышеуказанными бизнесменами консорциум обязался инвестировать в развитие "Криворожстали" более 4 млрд грн.

Проигравшие участники тендера по-разному восприняли оглашение победителя. Консорциум LNM Holdings и U. S. Steel довольно нервно заявил, что его предложение было гораздо лучше, чем содержимое конверта Инвестиционно-металлургического союза. "Консорциум LNM–U. S. Steel предоставил предложение в сумме 14,31 млрд грн. ($2,7 млрд), из которых 7,95 млрд грн. ($1,5 млрд) — на покупку 93% акций и дополнительно 6,36 млрд грн. ($1,2 млрд) — на выполнение инвестиционной программы", — следует из официального заявления данного участника, которое было разослано в масс-медиа после подведения итогов конкурса. "Северсталь" сообщила, что надеется на пересмотр результатов тендера. Председатель совета "Северстали" Алексей Мордашов выразился о ценовой заявке гораздо менее конкретно, чем конкуренты. По его словам, компания была готова заплатить за акции $1,2 млрд. Еще один участник конкурса, Индустриальная группа, созданная для управления активами корпорации "Индустриальный союз Донбасса", наоборот, пришла к выводу, что победитель тендера переплатил за комбинат. Директор ИСД по корпоративным правам и инвестициям Александр Пилипенко заявил агентству "Интерфакс-Украина", что Индустриальная группа предлагала за 93% акций "Криворожстали" 4 млрд грн. В течение трех лет этот претендент намеревался инвестировать в развитие комбината 3 млрд грн.

Помимо четырех вышеописанных фигурантов, ФГИУ получил две заявки на участие в конкурсе от прописанного в Мукачевском районе Закарпатской области ООО "Партнер" и российского "ЕвразХолдинга". Никто из этих претендентов на покупку флагмана украинской металлургии свои, без сомнения, щедрые предложения не оглашал. ООО "Партнер", которое можно считать наиболее загадочным участником конкурса, за все время своего участия в приватизации "Криворожстали" не вымолвило ни слова. "ЕвразХолдинг" ограничился парой фраз относительно своих сильных позиций в тендере накануне подведения его итогов. Президент компании Александр Абрамов менее чем за неделю до конкурса сказал, что "ЕвразХолдинг" чувствует себя "очень уверенно относительно конкурентов", но при этом предположил, что победителем станет один из украинских участников.

Коксовый барьер

Впрочем, ценовые предложения претендентов в данном случае не особо критичны. Самым обсуждаемым аспектом конкурса были его дополнительные условия. Особенно охотно претенденты говорили о "коксовом" требовании. Напомним, что в соответствии с дополнительными условиями , придуманными ведомством Михаила Чечетова, потенциальными покупателями "Криворожстали" могли стать только компании, которые в течение трех лет выпускали не менее 1 млн т кокса в Украине, да еще и получали от этой деятельности прибыль. Более всего это условие обсуждали представители консорциума LNM–U. S. Steel и "Северстали". И первые, и вторые заявляли о явной дискриминационности этого требования.

Реклама на dsnews.ua

Теоретически иностранцы могли бы договориться с какой-нибудь украинской группой, обладающей необходимыми мощностями, но на практике это представлялось малореальным. Более 1 млн т кокса в Украине выпускают предприятия четырех групп — донецких System Capital Management (СКМ), Индустриального союза Донбасса и концерна "Энерго", а также днепропетровской "Приват". СКМ и ИСД в конкурсе участвовали и без иностранных партнеров. Соответственно иностранцы могли попытаться привлечь под свои знамена "Приват" или "Энерго". У днепропетровской группы была одна проблема — ее коксохимы не могут похвалиться прибылью. С "Энерго" история другая. В принципе этот концерн никогда напрямую не участвовал в сложных цепочках интеграции донецкого бизнеса, но и на прямой конфликт с крупнейшими группами региона не шел. Из более-менее публичных противостояний можно отметить небольшое обострение отношений между "Энерго" и ИСД. Последние выразили заинтересованность в принадлежащем "Энерго" Макеевском КХЗ, но концерн смог отстоять свое имущество. С СКМ же "Энерго" никогда не конфликтовал.

Насколько известно "ДС", кто-то из иностранных претендентов на "Криворожсталь" пытался вести переговоры с "Энерго" относительно создания приватизационного альянса. Но увенчаться успехом такие переговоры могли бы, только если бы иностранцы согласились за неплохие деньги выкупить весь бизнес концерна в Донецкой области, а потом с нуля выстраивать отношения с заведомо враждебно настроенными региональными бизнес-группами. Подобная схема, пожалуй, слишком сложна даже для акул мирового бизнеса.

В конечном итоге на момент проведения конкурса из шести его участников данному условию соответствовали только два — Индустриально-металлургический союз и Индустриальная группа. Справедливости ради отметим, что ФГИУ знаменем с надписью "миллион тонн украинского кокса" особо не размахивал. По крайней мере, никаких официальных заявлений о недопуске того или иного участника к конкурсу не последовало. В день подведения итогов тендера Фонд госимущества просто объявил имя победителя.

Отметим, что сведущие люди назвали победителя задолго до начала объявления конкурса. Еще в апреле, когда "Интерпайп" и System Capital Management получили разрешение АМКУ на создание Индустриально-металлургического союза, именно это образование называли будущим владельцем "Криворожстали". Аналитики ломали голову только над двумя вопросами: каким образом приватизаторы смогут отсечь нежелательных конкурентов и сколько денег заплатит альянс Рината Ахметова и Виктора Пинчука.

Ответ на первый вопрос общественность получила еще в мае, когда стало известно о "коксовом требовании". Такой шаг стал по-настоящему изящным, поскольку требовать любых объемов выпуска металлургической продукции было бы глупо: потенциал LNM–U. S. Steel гораздо выше, чем у всех украинских претендентов на "Криворожсталь" вместе взятых. Да и, как было сказано выше, условиям выпуска кокса соответствовали всего лишь три украинские бизнес-группы, которые базируются в отдельно взятом регионе.

    Реклама на dsnews.ua