• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Нефтяников зажали ценами

Реклама на dsnews.ua

Цены на украинских заправках, благодаря договоренности нефтяников и правительства, уже три недели остаются на одном уровне. Тем временем по ту сторону заправочного пистолета растет напряженность. Нефтяники ищут новый механизм распределения прибыли между переработчиками и розницей, которая снизу ограничена высокой стоимостью сырья — нефти, а сверху — предельным уровнем цен, о которых правительство договорилось с компаниями.

С конца июня нефтяные компании пытались убедить правительство повысить оговоренный ранее предельный уровень цен на нефтепродукты в рознице (ключевой индикатор — 2,9 грн. за литр А-95 при цене нефти в $225/т), как оказалось позже — безрезультатно. Кабмин не взял во внимание тот факт, что цена нефти для украинских НПЗ в июле по сравнению с июньской выросла на $15–20/т — до $240–245/т. Так что благие намерения о создании некой линейной зависимости стоимости в Украине нефтепродуктов от "входящих" цен нефти таковыми и остались. Вместо этого правительство попыталось бороться с ростом цены нефти, и ему удалось получить от российских компаний и чиновников обещания не повышать цену сырья. В частности, российский премьер Михаил Фрадков пообещал украинскому коллеге Виктору Януковичу поспособствовать достижению со стороны поставщиков сырья понимания и обеспечения стабильного уровня цен на нефть. Однако в реальных поставках цена для заводов в июле все же оказалась выше июньской.

В итоге нефтяники остались со своей проблемой снижения прибыльности, которую они и начали решать внутри цепочки "сырье—переработка—сбыт". И последние события показывают, что вопрос решается в пользу "пистолетчиков" — производители согласились нести более существенную часть убытков, вызванных ценовыми тисками — снижением рентабельности работы. Именно этим можно объяснить произошедшее по сравнению с июнем снижение оптовых цен по ряду позиций (несмотря на повышение стоимости нефти).

По грубым подсчетам, с момента попадания в тиски розница снизила рентабельность на 5–7%. Естественно, розничные продавцы не горят желанием афишировать размер снижения своих доходов, которые в лучшие времена, еще два-три месяца назад, достигали 14–16%. Они уже почти привыкли, что любое повышение стоимости сырья станет им в минус, а о компенсации придется хотя бы временно забыть. Участники рынка говорят, что на некоторый срок производители вполне могут сознательно снизить свою рентабельность, но это не может продолжаться слишком долго — рано или поздно отпускные цены заводов начнут повышаться.

В концерне "Галнафтогаз" (сеть АЗС "ОККО") "ДС" сказали, что, несмотря на определенные уступки со стороны НПЗ, прибыль бензозаправок под угрозой и напряжение в компании растет. "Если так долго будет продолжаться, то перед компаниями встает выбор — или придерживаться договоренностей с правительством и ограничить развитие предприятия, или нарушить их", — отметили в концерне "Галнафтогаз". В июне-июле закупочная цена на А-95 для компании достигла уровня 2,69 тыс. грн./т (в мае она составляла 2,64 тыс.), а на А-76 она выросла до 2,74 тыс. грн./т по сравнению с июньскими 2,59 тыс. "Если уже применяется сдерживание розничных цен, необходимо ограничить и оптовые", — отметили в этой компании, которая является одним из самых крупных торговцев, не имеющих собственной переработки. Однако тут же оговорились, что, вероятно, и это не выход: переработчики ведь тоже люди, и никто не захочет работать в убыток. А что будет, если остановятся заводы, и так понятно — дефицит, ажиотаж, кризис.

Первым заметным потребителю результатом ценовых тисков стал наиболее простой способ удешевления продукции и соответственно повышения своих доходов — рынок захлестнуло разбавленное горючее. Это коснулось даже крупнейших джобберских сетей АЗС страны. Глава "ТНК-ВР Украина" Александр Городецкий говорит, что компания обеспокоена сигналами, поступающими после проверок АЗС-партнеров. С одной стороны, компания понимает, что заправщики огорчены снижением своих заработков, с другой, по словам г-на Городецкого, — ведет с джобберами жесткие переговоры, пытаясь убедить их не снижать качество топлива, но и не повышать цену. "Мы находимся в сложных, жестких переговорах с этими владельцами, во-первых, убеждая их в том, чтобы они сохранили качество топлива, во-вторых, смотрим, как пойти навстречу, чтобы удовлетворить друг друга с точки зрения заработка, распределения той незначительной маржи, которая снизу поджимается стоимостью нефти, а сверху — стоимостью нефтепродуктов", — сказал он.

    Реклама на dsnews.ua