• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

США нашли в Украине иранский след

Реклама на dsnews.ua

23 сентября государственный департамет США заявил о расширении "черного списка" компаний, на которые распространяются санкции за нарушение американского законодательства по ограничению поставок технологий и оружия массового уничтожения в Исламскую Республику Иран. Отныне среди 14 коммерческих компаний из семи стран в этом списке присутствует и Запорожская региональная внешнеэкономическая ассоциация.

Санкции налагаются согласно закону о предотвращении утечек ракетных технологий в Иран от 2000 г. и будут действовать до 31 марта 2006 г. Они распространяются на все компании и граждан Соединенных Штатов, которым под угрозой начала административного расследования рекомендовано разорвать все деловые отношения с фигурантами списка. Американским государственным учреждениям запрещено закупать любые товары, услуги и технологии у организаций и лиц из "черного списка", в том числе оказывать им любую поддержку и помощь.

В предыдущей редакции иранского "черного списка", обнародованного Вашингтоном 1 апреля этого года, фигурировали граждане и компании из семи стран мира. Среди них восемь граждан и компаний из Российской Федерации, пять компаний из Китая, две из Македонии, а также по одному предприятию из Тайваня, Северной Кореи, Объединенных Арабских Эмиратов и Беларуси. В соответствии с нынешним заявлением госдепа список был существенно откорректирован — количество китайских фигурантов увеличено с пяти до семи, а российских — сократилось до одного. Кроме того, в "черный список" впервые были включены представители трех стран: Индии, Испании и Украины.

Никаких официальных заявлений о причинах подобных изменений в иранском "черном списке" правительства США, Китая и Испании не распространяли. Отличилась лишь Россия, правительство которой начало массированную кампанию, направленную на защиту своих "списочников". Активность Кремля была понятной, поскольку российская часть списка до мая этого года в нем доминировала — в самом начале введения санкций в 1999 г. они распространялись на 14 фигурантов, из которых восемь были российскими. В их число входили граждане РФ Анатолий Куцевич и Вадим Воробей (эксперты в области средств массового поражения), авиаремонтное ОАО "Омский моторостроительный завод им. Баранова", ООО "Хазра Групп", "Европалас-2000" и "Мосо", НИИ "Графит" и НИИ энерготехники. Но в результате массированного давления со стороны Кремля, крайне заинтересованного в завершении подряда на строительство иранской АЭС Бушер, число российских фигурантов "черного списка" к весне 2004 г. было сокращено с восьми до двух.

Нынешнее заявление госдепа засвидетельствовало, что со стороны России в списке осталась лишь одна "Хазра Групп". Касаясь других жертв санкций, официальный представитель государственного департамента США Ричард Баучер традиционно посчитал ненужным распространяться о причинах изменений, постоянно вносимых в "черный список", и обрушился на "новичков": "Американское правительство располагает достоверной информацией о том, что с января 1999 года все компании списка поставляли в Иран одно или несколько видов военных изделий. Это может быть оборудование, включенное в многосторонние экспортные списки, товары, с помощью которых можно создавать оружие массового поражения, крылатые или баллистические ракеты, изделия из американского национального контрольного списка, относящиеся к оружию массового поражения или ракетам". Также г-н Баучер подчеркнул, что санкции применяются к самим фирмам, но не к странам и их правительствам.

28 сентября МИД Украины обнародовал свою позицию относительно включения представителя нашей страны в иранский "черный список". В этом заявлении Киев попытался пожурить США, уточняя, что режим нераспространения ядерного оружия в мире контролируется не американским госдепом, а МАГАТЭ. "Украина исходит из того, что Иран является полноправным участником договора о нераспространении ядерного оружия, и вся деятельность, связанная с ядерной энергетикой на территории этой страны, находится под контролем МАГАТЭ", — отмечалось в заявлении представителя МИД. Гораздо менее жесткой выглядела реакция Украины на возможность предъявления украинскому фигуранту не "ядерного", а "ракетного" обвинения — американские санкции против Ирана распространяются не только на оружие массового поражения, но и на средства его доставки (носители). В связи с этим зампредседателя Госслужбы экспортного контроля Украины Игорь Решетилов заявил, что Украина строго придерживается международных ограничений на поставку запрещенных видов оружия в Иран, добавив, что деятельность внесенной в "черный список" украинской компании будет проверена на предмет соблюдения экспортного законодательства.

Включенное в список ЗАО "Запорожская региональная международная экономическая ассоциация" занимается предоставлением услуг по ремонту и поставкам комплектующих к авиатехнике, производимой российскими корпорациями "Сухой", "Микоян", "Салют", а также украинскими заводами "Авиакон", "МигРемонт" и "Мотор-Січ". Около 50 и 49% акций ассоциации принадлежат соответственно двум запорожским компаниям, которые работают на рынке точной сварки и сварочного оборудования, — ООО "ВнешСервис" и "Триада Лтд.".

Реклама на dsnews.ua

Представители украинской компании пока воздерживаются от комментариев по поводу включения их авиаремонтного предприятия в список, из-за чего дальнейшие перспективы попыток расширения иранского "черного списка" за счет представителей Украины выглядят туманными. Позитивный для Украины сценарий предполагает, что все может закончиться по аналогии с включением в список Омского моторостроительного завода (коллеги запорожского предприятия). Этого фигуранта американцы поначалу обвинили в продаже криогенного оборудования для производимых в Иране прямоточных ракетных двигателей, а затем, детально ознакомясь с его контрактами и техническими достижениями, извинились и исключили из списка.

Однако все может быть и наоборот, как в наиболее успешном для США случае применения санкций. Им считается возбуждение следствия против сети 18 американских компаний во главе с Multocore Inc., которые в 2003 г. были обвинены в поставках Ирану деталей крылатых ракет, а также агрегатов военно-транспортных самолетов, истребителей и радиолокационных станций. В ходе следственных действий по делу этой корпорации американские власти уверяли, что обнаружили целую международную сеть торговцев, которая, занимаясь перекачкой в Иран новейших американских технологий, не брезговала поставкой комплектующих к старым самолетам.

О том, что нынешний пятый год борьбы за ограничение технического прогресса Ирана Вашингтон настроен провести жестко, свидетельствует информационный фон последнего заявления государственного департамента США. В частности, в начале сентября американские средства массовой информации распространили заявление Ирана о том, что эта страна намерена в апреле 2005 г. запустить на околоземную орбиту свой первый космический спутник Mesbah. В качестве подтверждения американским телезрителям продемонстрировали сюжет с заявлением главы иранского научно-промышленного исследовательского центра Сейеда Мохаммада Фати. Он сказал, что первый иранский микроспутник будет иметь сугубо гражданское назначение и выполнять задачи наблюдения за природными ресурсами, электрическими сетями и трубопроводами. Несмотря на это, заявление Фати было воспринято в США как подтверждение успешных испытаний Ираном новой баллистической ракеты иранского производства Shihab V, способной нести боеголовку весом более 1,5 т на расстояние свыше 3 тыс. км. До сообщения Фати о начале иранской космической программы Вашингтон был уверен, что ракетный потенциал этой страны ограничивается баллистическими ракетами Shihab II, которые, будучи разработанными на основе корейской ракеты NoDong, способны донести боеголовку весом 1 т на расстояние не более 1200 км.

В итоге подобный информационный фон нынешнего решения Вашингтона о расширении иранского "черного списка" за счет предприятий Индии, Испании и Украины трудно расценить как нецелевую пропагандистскую акцию, "механически" произведенную в разгар происходящих в США президентских выборов. Особенно трудно расценить происходящее Украине, которая уже дважды была объектом американских обвинений в нарушениях международного режима по контролю над распространением ракетных технологий. В начале 90-х гг. нашу страну обвиняли якобы за попытку продать Ирану и Сирии производимые в Харькове крылатые ракеты "Кент". В результате выяснилось, что то были не украинские ракеты, а детали российских противокорабельных ракет "Санбурн", а попытка продажи была предотвращена не в Украине, а в России. В начале нынешнего десятилетия Украину обвинили в попытке продажи через Эфиопию и Китай в Ирак сверхсовременных систем ПВО "Кольчуга", что опять-таки не подтвердилось. Правда, и в том, и в другом случае угрозы санкций существенно меняли внутриполитический расклад в Украине.

    Реклама на dsnews.ua