• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Военные суды ликвидируют

Реклама на dsnews.ua

Кабмин утвердил законопроект, разработанный Минюстом, которым предлагается ликвидировать военные суды. Речь идет о внесении поправок в пять законов Украины, из которых механически будут исключены все слова, связанные с судьями в погонах. Главный аргумент Минюста: существование военсудов противоречит нашей Конституции и Европейской конвенции о защите прав и основных свобод граждан.

После принятия новой Конституции в 1996 г. военсуды существовали скорее по инерции. Согласно статье 125 Основного Закона система судов общей юрисдикции в стране строится по принципам территориальности и специализации. Ни первое ни второе нельзя отнести к судам военным, привязанным к отдельным гарнизонам и оперативным командованиям. Отдельного военного права в Украине вообще не существует.

В стране на данный момент 28 военных судов — 24 местных и четыре апелляционных (трех армейских округов и Военно-Морских Сил), в которых работают 157 судопроизводителей в погонах. Это обстоятельство вызывает особую критику Минюста. Александр Лавринович считает, что военные судьи во время рассмотрения дел так или иначе зависят от советов армейских командиров, мол, не может судья-капитан игнорировать мнение полковника, тем более что оба служат в одном гарнизоне. Такой "двойной статус" военных служителей Фемиды, по мнению министра юстиции, нарушает конституционные гарантии независимости судей и в этой же части противоречит Европейской конвенции. А последний и самый убийственный аргумент — военсуды совершенно не нужны с практической точки зрения. По статистике Минюста, каждый военный судья рассматривает в среднем всего 16 дел в год, что равносильно безделью.

В Военной судебной коллегии Верховного суда Украины, напротив, весомых причин для ликвидации института военных судов не видят. Глава коллегии Николай Дрыга отметает все аргументы оппонентов из Минюста, не считая существование военных судей нарушением ни Конституции, ни европейских норм. Впрочем, с малой загруженностью его подопечных он соглашается, но тут же приводит свою статистику. До настоящего времени военные суды страны рассматривали около 20 тыс. гражданских дел и лишь 1–1,2 тыс. уголовных. Но после того как с подачи того же Минюста подсудными военсудам остались только дела уголовные, их специалисты изнывают без работы. Военная судебная коллегия соглашается сократить количество своих судей, но полную их ликвидацию считает ошибкой. "Кричать и бить себя в грудь, что вот военные суды ликвидируют и все тут развалится, никто не будет. Но то, что при их отсутствии командованию тяжелее будет бороться с лицами, совершающими преступления, — это однозначно", — говорит г-н Дрыга. По его мнению, судьи в погонах, являясь людьми военными, лучше других знают нюансы армейской жизни, к тому же в позитиве у них оперативность: в 90% случаев дела в военных судах рассматриваются не больше 10 дней, что для армии очень важно. Относительно же несоответствия военсудов Конституции глава Военной судебной коллегии апеллирует к своему оппоненту: "Если суды противоречили Конституции, то давайте все те тысячи решений, которые мы принимали, отменим". У Александра Лавриновича на это есть свой ответ: мол, решения всего, что фигурировало в законах, остается в силе, и никаких правовых коллизий возникнуть просто не может.

Министр юстиции предлагает не искать в идее роспуска военных судов подводных течений и настаивает на том, что проблема здесь сугубо правовая. По его словам, обеими руками за такую ликвидацию и министр обороны Евгений Марчук. Николай Дрыга также сетует на неподдержку армейцев. Единственными, кто хоть как-то пытался отстоять военные суды, были пограничники. Свою позицию они аргументировали тем, что судьи в погонах есть во многих странах, таких как США, Великобритания, Италия, Испания, Нидерланды, Бельгия и т. д. Впрочем, упоминание мирового опыта не добавило членам правительства лояльности к военсудам. И г-н Лавринович, и г-н Дрыга прогнозируют: решение об их ликвидации ВР примет уже в этом году. Упразднение военных судов скорее всего синхронизируют со вступлением в силу нового Гражданско-процессуального кодекса, то есть с 2005 г. Гарнизонные и апелляционные суды продолжат функционировать, пока будет проводиться судопроизводство по начатым делам. Дела, не начатые по сути, передадут на рассмотрение другим судам. 157 военным судьям будет предложено либо перейти в простые суды, либо продолжить военную службу. Есть мнение, что военных судей задействуют в создаваемую систему административных судов (там требуется более 200 специалистов). Также поговаривают, что следующими в очереди на ликвидацию после военных судов стоят военные прокуратуры. Если вспомнить перманентные конфликты Генпрокуратуры с военными коллегами, то наверняка эта проблема, в отличие от вопроса военсудов, сугубо правовой не окажется.

    Реклама на dsnews.ua