• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Socar остался за бортом Ведущий производитель нефтегазового оборудования проигнорировал участие в нефтяном соглашении с Украиной

Реклама на dsnews.ua

На прошедшей неделе Кабинет Министров Украины и правительство Азербайджана подписали соглашение об основных принципах сотрудничества в нефтегазовом машиностроении. Предусмотренное документом создание СП по производству нефтегазового оборудования обещает стать очередным шагом кооперации машиностроения двух стран.

Стороны намерены объединить усилия в организации производства наиболее важных видов оборудования нефтегазового комплекса — морских нефтегазодобывающих платформ, утяжеленных буровых и обсадных труб для нефтедобычи и геологии, бурового оборудования, нефте- и газокомпрессоров, очистных установок и распределительного оборудования нефтепроводов. При этом перечень наиболее важных видов оборудования в подписанном соглашении отсутствует. Зато отдельным пунктом утверждены уполномоченные стороны по выполнению условий договора — от Украины в качестве таковых определены частное ОАО "Сумское машиностроительное научно-производственное объединение им. Фрунзе" и государственная НАК "Нафтогаз України", от Азербайджана — государственное ОАО "Азнефтехиммаш".

Фигурирующие в качестве исполнителей соглашения украинские предприятия обладают широкой номенклатурой производимой продукции и услуг, большинство из которых, за редким исключением, трудно причислить к пользующейся высоким спросом азербайджанского рынка. В частности, к категории непосредственно нефтяного оборудования, которое может быть востребовано Азербайджаном, относятся выпускаемые сумским предприятием центробежные насосы, занимающие около 1% его годовых продаж и применяемые для поддержания давления в нефтегазоносных пластах, а также утяжеленные и бурильные трубы. Они составляют 2% его годовых продаж и на территории бывшего СССР больше нигде не производятся. Остальные 97% продаж сумского завода приходятся на газоперекачивающее, энергетическое, химическое и металлургическое оборудование.

Специализация "Азнефтехиммаша", в отличие от СМНПО, практически полностью сосредоточена в нефтяной отрасли, правда, из 14 предприятий этой госкомпании в настоящее время полностью загружены только два — Забратский и Сабаильский машиностроительные заводы, которые выпускают буровые вышки для морского бурения, а также скважинные камеры и элеваторы для бурильных и обсадных труб под заказ западных компаний, эксплуатирующих месторождения Каспия. В свое время "Азнефтехиммаш" производил 70% нефтяного оборудования бывшего Союза (на Украину приходилось 7%), однако предприятие, не сумев вовремя приспособиться к высоким требованиям пришедших на Каспий иностранных инвесторов, к середине 90-х гг. погрузилось в стагнацию.

Еще один участник подписанного на прошедшей неделе украинско-азербайджанского соглашения, НАК "Нафтогаз України", явно имеет опосредованное отношение к реализации договоренности — эта госкомпания является не производителем, а потребителем нефтегазового оборудования, эксплуатирующим сухопутные месторождения. Потенциал морской добычи нефти НАКа сосредоточен в руках дочерней компании ОАО "Черноморнефтегаз", которое также является потребителем оборудования, декларируя стремление к созданию своей собственной технологической базы по производству и ремонту морских буровых платформ. До начала текущего десятилетия ОАО планировало развернуть свою машиностроительную и ремонтную базу на мощностях керченского судостроительного завода "Залив", затем было принято решение о ее формировании на мощностях приобретенного "Черноморнефтегазом" керченского судостроительного завода "Фрегат".

Учитывая вышеуказанную специализацию компаний, уполномоченных на выполнение украинско-азербайджанского соглашения, трудно не заметить, что вопреки присутствию в договоре "Нафтогазу України" в документе не фигурируют азербайджанские эксплуатационные компании, в том числе государственная нефтегазовая компания Socar. Последняя (лидер в азербайджанской нефтедобыче) является ведущим в бывшем СССР производителем наиболее дорогостоящего нефтегазового оборудования — тяжелых морских буровых платформ, которые изготовляет входящий в структуру Socar Завод глубоководных оснований им. Гейдара Алиева (ЗГО "Шельфпроект").

Отсутствие в числе исполнителей украинско-азербайджанского соглашения этой компании (возглавляемой младшим братом президента Азербайджана Натиком Алиевым) заставляет вспомнить о сложных обстоятельствах принятия решения о коооперации Украины и Азербайджана в нефтегазовом машиностроении. Намерение заключить соответствующее соглашение было озвучено этим летом во время визита в Киев президента Ильхама Алиева. При этом в пакете с этим документом стороны собирались обсудить возможность создания украинско-азербайджанского совместного предприятия в сфере транспорта нефти. Однако конструктивного диалога тогда не получилось — в ходе визита украинская сторона буквально ошарашила официальный Баку заявлением о плачевном состоянии азербайджанского экспорта нефти и бесперспективности транзита азербайджанской нефти через Украину в ближайшие 10–12 лет. Официальный Баку на такие зигзаги украинской нефтетранспортной политики тогда не отреагировал. Однако, по всей видимости, это отобразилось на нефтегазомашиностроительном соглашении, в числе исполнителей которого перестала фигурировать крупнейшая нефтекомпания Азербайджана.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua