• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Земельную революцию снова отложили

Реклама на dsnews.ua

Исполнительная и законодательная власти так и не сумели договориться по земельному вопросу. Президент вернул в парламент закон, предполагавший продление моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения до 1 января 2007 г., в надежде на то, что депутаты изменят свое мнение. Ответом Верховной Рады стал принятый на прошлой неделе новый документ, по которому действие моратория увеличено еще на год — до 2008-го.

В соответствии с положениями Земельного кодекса сельскохозяйственные земли должны стать объектом купли-продажи уже с 1 января следующего года. Однако парламент не готов к таким изменениям. Свою позицию народные избранники обосновывают весьма убедительно. "Для этого необходимо было принять около сорока законодательных актов, регулирующих земельные отношения. Но на сегодняшний день нет даже ключевых нормативов — закон о государственном земельном ипотечном банке еще не подан в Раду, закон о рынке земли принят только в первом чтении, нет закона о государственном земельном кадастре. Кроме того, до сих пор не все селяне получили документы, удостоверяющие их право собственности на землю (по данным Госкомзема, на конец сентября государственные акты на право собственности взамен сертификатов получили чуть больше 70% аграриев. — "ДС")", — поясняет член парламентского комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Роман Ткач. Но главная причина кроется в другом — депутаты опасаются обезземеливания крестьян. Противники превращения пахотных земель в товар убеждены, что, как только это произойдет, сельскохозяйственные угодья будут скуплены за бесценок и сконцентрированы в руках крупных финансово-промышленных групп.

Правда, сторонники кардинальных преобразований утверждают, что имеющихся рисков вполне можно избежать, к примеру, ограничив размер участка, который может приобретать один владелец, как это, скажем, сделано в Дании и Новой Зеландии. Существует также опасность, что большими земельными участками завладеют банки при переходе в их собственность заложенной земли. Чтобы этого не случилось, можно, в частности, обязать финучреждения продавать землю должника в течение определенного времени (такой механизм заложен в США). Имеются и рычаги противодействия скупке земли финансовыми спекулянтами в целях ее дальнейшей перепродажи по более высокой цене (как считают экономисты, это может спровоцировать резкое увеличение стоимости агропродукции и, как результат, — существенное повышение индекса потребительских цен). Так, в некоторых странах эта проблема решена за счет дифференцированного налога на землю: более высокие платежи установлены для краткосрочного владения и минимальные — если земля находится в собственности налогоплательщика долгое время. Что же касается вероятности того, что после отмены моратория крестьяне кинутся продавать свои земли, то опыт соседних стран говорит об обратном. Например, в России и Чехии аграрии предпочитают сдавать земли в аренду — для большинства из них это является едва ли не единственным стабильным источником дохода.

"Действующий сейчас мораторий на продажу земли лишает владельцев земельных участков права свободно распоряжаться своим имуществом, что противоречит положениям Основного Закона. А главное — содействует тенизации рынка", — уверен председатель Госкомитета по земельным ресурсам Анатолий Даниленко. Дело в том, что положения Земельного кодекса разрешают владельцам земельных участков или паев проводить с ними операции мены, что вполне позволяет обойти действующий мораторий на куплю-продажу. Правда, до 2015 г. граждане и юрлица смогут получать право собственности на пахотные земли общей площадью только до 100 га. Но и этот запрет можно обойти, скажем, создав холдинг или несколько дочерних структур. При этом, как сообщает г-н Даниленко, землю продают намного дешевле ее реальной цены. Если номинальная средняя стоимость одного гектара в соответствии с земельным кадастром составляет $1–2 тыс. за гектар, то в действительности участки продают за $50–500. Что же касается рыночной стоимости наших угодий, то тут подсчеты экспертов разнятся в разы. Скажем, некоторые аналитики Госкомзема полагают, что украинские пашни нужно продавать не менее чем по $4 тыс. за гектар, другие утверждают, что и половина от этой стоимости отпугнет большинство потенциальных инвесторов. Ибо тогда вложенные средства могут окупиться в лучшем случае лет за пятнадцать. Впрочем, пока по этому поводу можно только теоретизировать. Поскольку, как говорят в Госкомземе, в этот раз глава государства, скорее всего, согласится подписать закон о продлении запрета купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения.

    Реклама на dsnews.ua