• USD 39
  • EUR 42.2
  • GBP 49.2
Спецпроекты

Салонам не хватает звезд

Реклама на dsnews.ua

Борьба за лучших мастеров пока не заставила владельцев салонов красоты пересмотреть зарплаты персонала[Людмила Ксенз]

Обилие учебных центров и авторских школ, готовящих специалистов для парикмахерских, вовсе не гарантирует работодателю отсутствия проблем при формировании штата. Особенно рискуют дорогие салоны красоты, элитный имидж которых нередко строится исключительно на имени мастеров. Учитывая текучесть кадров, характерную для отрасли, им приходится прилагать все больше усилий, чтобы удержать лучших специалистов и их клиентов.

Дефицит на фоне пресыщения
Несмотря на то что ежегодно в столице появляется как минимум несколько десятков новых парикмахерских и салонов красоты, видимого дефицита персонала в этом сегменте не наблюдается. Ответственный секретарь Союза парикмахеров Украины Нина Игнатуша объясняет это, в первую очередь, ростом популярности профессий парикмахера, мастера по маникюру, косметолога. На сегодняшний день в Киеве работает порядка 50 специализированных учебных центров. При этом недостатка в желающих получить профессию они не испытывают, невзирая на то, что обучение практически везде платное. Таким образом, ежегодно на рынок труда приходит не менее 1 тыс. молодых специалистов, что даже превышает реальные потребности отрасли. Впрочем, большинство новичков могут начать свою карьеру исключительно в парикмахерских среднего уровня. Салоны относятся к начинающим мастерам достаточно настороженно. "Мы принимаем на практику стажеров, но на рабочее место может рассчитывать только мастер с опытом работы не менее трех–пяти лет, что объясняется сравнительно высокой стоимостью услуг. Ведь заплатив немалые деньги, клиент вряд ли захочет, чтобы на нем практиковался начинающий парикмахер", — сообщила владелица салона "Апельсин" Александра Краузе. Кадровых проблем не испытывают разве что стандартные парикмахерские, не выдвигающие особых требований к персоналу. Набрать штат мастеров в престижный салон куда сложнее. Причем, как это ни парадоксально, с наибольшими проблемами работодатели сталкиваются при поиске парикмахеров, предложение которых на рынке труда наиболее массовое. "Дело в том, что эта профессия, наверное, наиболее творческая. И хотя хороших специалистов в столице немало, найти настоящего профи не так просто", — отмечает г-жа Краузе. Ситуация усугубляется достаточно высокой текучестью кадров в этой сфере — мастера, знающие себе цену, весьма амбициозны и редко задерживаются на одном месте.

Директор "Цирюльни Эдо" Эдуард Калякин утверждает, что непросто найти и высококлассного косметолога. "Несмотря на то что на рынке немало опытных врачей-косметологов, с салонной спецификой знакомы далеко не все. Многие, например, привыкли воспринимать клиентов в качестве пациентов", — говорит он. По мнению Нины Игнатуши, сложно найти и квалифицированных мастеров по маникюру — курсов, готовящих таких специалистов, в столице явно мало, а сама отрасль развивается достаточно динамично — постоянно появляются новые технологии и материалы. Но, несомненно, в наибольшем дефиците на сегодняшний день сравнительно новые для нашего рынка специалисты — грамотные менеджеры и управленцы, знающие особенности салонного бизнеса. "Спрос на менеджеров и управленцев просто колоссальный, тогда как хороших профессионалов в этой отрасли можно пересчитать по пальцам", — уверен Эдуард Калякин.

Ставка на обучение
Обилие профессиональных учебных центров не вызывает оптимизма у работодателей. Они утверждают, что большинство курсов не дают должной подготовки, поэтому их выпускников вряд ли стоит рассматривать в качестве потенциальных работников. "Там дают исключительно теоретические знания, чего явно мало для подготовки более-менее квалифицированного мастера. Поэтому часто выпускник курсов и просто человек с улицы для нас равноценны — и того и другого приходится учить с нуля", — говорит директор салона "Вероника" Светлана Назаренко. Поскольку в парикмахерском искусстве главное — практика, наиболее авторитетными являются школы, функционирующие при действующих салонах красоты. Нина Игнатуша в списке лидирующих учебных центров называет школы Алексея Антонюка, Владимира Тарасюка, Александра Дюденко, колледж, Всеукраинскую школу стиля и визажа. "Чтобы заполучить выпускников этих заведений, работодатели записываются в очередь. Причем многим учащимся предлагают работу еще до окончания курса", — рассказывает она. Впрочем, подавляющее большинство таких учебных центров не учат азам парикмахерского искусства. Так что в любом случае начинать карьеру специалистам приходится с обычных курсов или работы в подмастерьях. Обучение в более престижных школах расценивается как своего рода залог будущего карьерного роста.

Учеба в именитых заведениях сегодня является и одним из способов повышения квалификации. Нередко владельцы салонов даже готовы оплачивать подготовку своего персонала, руководствуясь тем, что технологии в отрасли обновляются очень динамично, и если не внедрять их в практику, можно очень быстро растерять клиентуру. Альтернативным вариантом повышения квалификации являются всевозможные курсы и тренинги, которые проводят производители оборудования и материалов для парикмахерских.

Впрочем, начать карьеру в салоне могут и специалисты с опытом работы в обычных парикмахерских. Александра Круазе считает, что опыт работы в парикмахерской сказывается на профессиональных навыках мастеров самым положительным образом. "В салонах такой массовости, а следовательно, и широкой практики им никто не обеспечит", — говорит она. Не секрет, что мастера из обычных парикмахерских привлекают владельцев салонов и отсутствием звездной болезни, которой нередко страдают специалисты с именем и наработанной клиентской базой. Кстати, нередко салоны переманивают мастеров у конкурентов именно в надежде на поток новых клиентов, что практически всегда оправдывается — ведь большинство посетителей ходят в парикмахерские на мастера, а не на брэнд заведения.

Реклама на dsnews.ua

Уровень доходов определяет статус
Поскольку практически все ступени подготовки салонных специалистов являются платными, инвестиции в получение профессии достигают $1000: от $100 стоят начальные трехмесячные курсы, $200–300 в месяц — учеба в именитых школах, $150 — семинары и тренинги от производителей оборудования и материалов. Практикующим специалистам нужно вкладывать как минимум $500 в год в повышение квалификации. В то же время на высокие зарплаты могут рассчитывать далеко не все. Практически все заведения не предусматривают наличия ставок, выплачивая мастерам только процент от стоимости выполненной работы, который колеблется от 20 до 60% в зависимости от уровня специалиста. Так, в недорогих парикмахерских доход мастеров составляет $100–150 в месяц, в салонах — порядка $300–400 в месяц. Впрочем, хороший специалист, имеющий собственную клиентскую базу, может неплохо зарабатывать и на чаевых — их размер нередко сопоставим с официальной зарплатой. В последнее время VIP-салоны, обслуживающие небольшое количество клиентов, переводят специалистов на твердые ставки, иногда достигающие $700 в месяц. На такую же ставку могут рассчитывать и наемные управленцы. Последним владельцы готовы выплачивать и дополнительный процент от прибыли заведения. Пересматривать данную систему оплаты труда работодатели в ближайшее время не планируют. Так что зарплаты специалистов могут вырасти только в случае удорожания услуг, резюмирует Александра Краузе.

    Реклама на dsnews.ua