• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Запрет на профессию пока не узаконили

Реклама на dsnews.ua

Завершившаяся сессия Верховной Рады должна была стать сессией кодексов, однако народные избранники так и не успели взяться за один из наиболее спорных законопроектов этой серии — Трудовой кодекс. Аналитики уже высказывают опасения, что, вернувшись к его рассмотрению осенью, озабоченные приближающимися выборами парламентарии могут "подмахнуть" проект в его нынешнем виде, не устраивающем ни работодателей, ни наемных работников, ни профсоюзы.

Старый КЗОТ, принятый еще в 1971 г., даже после внесения в его текст нескольких десятков поправок уже не отвечает реалиям современной экономики и сложившихся трудовых отношений. Именно это стало причиной разработки нового Трудового кодекса. Однако предлагаемый проект далеко не бесспорен, поскольку существенно расширяет права работодателей, ощутимо упрощая процедуру увольнения и фактически отстраняя от влияния на этот процесс профсоюзы. Кроме того, новый, "рыночный", вариант КЗОТа позволяет увольнять как беременных женщин, так и матерей, имеющих детей до 3 лет и детей-инвалидов. В условиях демографического кризиса, согласитесь, не самое актуальное новшество. Поводом для увольнения может стать "нарушение трудовой дисциплины", но фактически втиснуть в такую формулировку можно что угодно, вплоть до перерыва на чай.

Еще более дико выглядит статья, которая запрещает в течение двух лет после добровольного увольнения переходить на работу к конкуренту. Во многих отраслях и сферах деятельности это равносильно запрету на профессию и, кроме того, совершенно не вяжется с Конституцией, предусматривающей право на свободный выбор места работы. Плохо согласовывается с Основным Законом и норма, позволяющая работодателю потребовать от работника, чтобы он, уходя в отпуск, оставался в зоне досягаемости. Другие новшества разрешают работодателю продлевать испытательный срок до шести месяцев, собирать о нанимаемом работнике информацию (причем круг источников информации ничем не ограничен), выдвигать дополнительные требования (перечень отсутствует), устанавливать сверхурочные часы работы, увольнять за разглашение коммерческой тайны (термин в отечественном законодательстве отсутствует), в том числе и о размере зарплаты. А также требовать денежной компенсации от работника, допустившего утечку конфиденциальной информации.

Профсоюзные лидеры и критики законопроекта из-за наличия этих норм охарактеризовали новый Трудовой кодекс как "неофеодальный". Их нарекания также вызывают необязательность трудовой книжки и наличия коллективных трудовых договоров.

Тем временем работодатели законопроектом также недовольны и считают себя "дискриминируемой" стороной. Эксперт Института конкурентного общества Зоя Васильева заявляет, что новый Трудовой кодекс делает наемного работника слишком дорогим. По ее подсчетам, различные выплаты, предусмотренные законопроектом, могут потянуть на 16 тыс. грн. в год. Еще 20 тыс. грн. может составить компенсация в случае нанесения работнику морального ущерба (например сексуальных домогательств) на производстве, причем платить должен именно хозяин предприятия, а не тот, кто, собственно, причинил моральный вред. Забавно выглядят особенности увольнения за пьянство на рабочем месте. Уволить человека можно, но увольняемый в свою очередь вправе потребовать проведения экспертизы, которую будут осуществлять также за счет предприятия. Огромные претензии у специалистов Института конкурентного общества вызывает наличие более 70 пунктов, по которым работодатель должен согласовывать свои действия с профсоюзами, причем степень и последствия такого согласования выписаны весьма нечетко.

В то же время нынешний вариант Трудового кодекса, принятый пока только в первом чтении, существенно сужает роль профсоюзов, особенно в таких ключевых моментах, как трудоустройство и увольнение работников.

Пик кулуарных обсуждений и согласований текста Трудового кодекса после декабрьского–январского всплеска пошел на убыль, и неизвестно, какие из спорных моментов исчезнут ко второму чтению, а какие останутся. Второе чтение планировалось на последнюю пленарную неделю, но позже из повестки дня исчезло, как и обсуждение криминально-процессуального кодекса.

Реклама на dsnews.ua

Если составители проекта Трудового кодекса (его авторство приписывают министру социальной политики эсдеку Михаилу Папиеву) вынесут его в зал уже осенью, то законопроект в умелых руках вполне может стать объектом серьезных баталий и даже потянуть на роль знамени в борьбе с "антинародным режимом". Но возможен и абсолютно противоположный вариант: из кодекса уберут наиболее одиозные статьи, к примеру об увольнении беременных и запрете на профессию, и примут в целом, отправив самые путаные главы на третье чтение.

    Реклама на dsnews.ua