• USD 39
  • EUR 42.2
  • GBP 49.2
Спецпроекты

Страховщикам поможет министерство

Реклама на dsnews.ua

В будущем году Министерство финансов начнет выпуск ценных бумаг для пенсионных и страховых компаний. Рынок оценивает начинания государства неоднозначно.

Общеизвестно, что на отечественном финансовом рынке нет инструментов, в которые могли бы вкладывать средства небанковские учреждения. Минфин вроде бы пошел навстречу подопечным: начальник управления рынков капитала департамента государственного долга Олег Белинский признал, что долгосрочные финансовые инструменты просто необходимы. Кроме того, в недрах министерства изучают возможность допуска пенсионных фондов и страховщиков к еще одному рынку — украинских евробондов.

Возможен и другой вариант развития событий на инвестиционном рынке. По словам г-на Белинского, в более отдаленной перспективе Минфин рассматривает возможность введения финансовых инструментов для осуществления целевых инвестиционных проектов ("жилищные облигации" — для строительства жилья и "нефтяные обязательства" — для разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений, которые впоследствии могут быть конвертированы в акции соответствующих предприятий).

Впрочем, потребители будущих государственных ценных бумаг отнеслись к возможному появлению нового инструмента привлечения средств без энтузиазма. "Потребность страховых компаний в инвестиционных инструментах очень велика, поскольку сейчас таковых почти нет, и мы сильно ограничены в своей политике. Однако любой появляющийся инструмент будет рассматриваться с точки зрения его надежности и доходности по сравнению с другими вложениями", — отметил в разговоре с "ДС" генеральный директор страховой компании "QBE-Украина" Олег Сосновский. Не менее прагматично возможность появления длинных ценных бумаг оценили и другие участники рынка.

Например, по словам председателя правления страховой компании "ТАС" Виктора Адамовича, доходность по новым ЦБ должна быть не менее 4% в валюте, потому что именно такие ставки сегодня гарантируются отечественными страховщиками при страховании жизни.

Между прочим, именно перед страхователями жизни и пенсионными фондами особенно остро стоит вопрос появления нового инвестиционного инструмента. Для первых Минфин до сих пор не утвердил методики создания и размещения страховых резервов. Пока только предполагается, что будет установлен некий порог по вложениям именно в ценные бумаги, в том числе и государственные. Из чего следует, что о массовости и речи не может быть. Если же вкладываться, то лучше это делать на длительный срок, чтобы постоянно не перезаключать договора, как поступают страховщики при размещении средств на банковских депозитах. По словам председателя правления страховой компании "АСКА-Жизнь" Галины Третьяковой, средняя продолжительность договоров по страхованию жизни составляет 15–20 лет.

То есть страхователи имеют в своем распоряжении длинные ресурсы. И кстати, правительству последние вполне обоснованно намекают на его выгоду в сотрудничестве с небанковскими финансовыми учреждениями. "Я удивляюсь нашему государству: зная, что страхование жизни дает длинные дешевые ресурсы экономике, не выпускаются инструменты, которые возьмут эти средства. И не нужно просить у западных кредиторов слишком дорогие ресурсы", — говорит Виктор Адамович.

Реклама на dsnews.ua

По прогнозам страховщиков, после принятия закона об освобождении от налогообложения страховых операций для физлиц, на рынке ожидается настоящий бум. И, по словам г-жи Третьяковой, вполне возможно повторение польского сценария: там в течение года после проведения одновременно налоговой и пенсионной реформ показатели компаний, оказывающих услуги по страхованию жизни, выросли в тысячу раз. Пока же, по состоянию на 1 января 2002 г., общий объем активов украинских страховых компаний, которые предоставляют услуги по страхованию жизни, составляет 28,3 млн грн., страховые резервы — 9,9 млн грн.

Если выпуск новых государственных бумаг страховщики относят к категории долгосрочных планов, то допуск украинских страховых компаний и пенсионных фондов к украинским евробондам, которые уже заслужили хорошую репутацию у иностранных инвесторов, ожидается значительно раньше. И аргументы как будто неоспоримые — все участники финансового рынка, как банковские, так и небанковские учреждения, должны иметь одинаковый доступ на инвестиционный рынок.

И хотя вкладываться в те же евробонды можно через посредников, все кивают сразу на несколько "но". "Всякие вложения через дополнительных брокеров приводят, во-первых, к уменьшению срока по ликвидности бумаги (участие посредника в инвестировании замедляет процесс продажи облигации при наступлении страхового случая. — "ДС"), во-вторых, к возникновению дополнительных затрат", — подчеркнула Галина Третьякова.

Теоретически работа отечественных небанковских учреждений с украинскими евробондами через брокеров выглядит как обыкновенное обслуживание: клиентом, например, одного из иностранных банков, которые работают с необходимыми ценными бумагами, становится отечественный страховщик, для которого и покупаются те же бонды. В результате последние составляют часть страховых резервов украинских компаний.

Механизм допуска самих резидентов к евробондам пока совершенно непонятен, поскольку для покупки ценных бумаг за границей отечественным компаниям необходимо предпринять изрядное количество шагов. Но Министерство финансов как будто обещает его разработать.

    Реклама на dsnews.ua