• USD 39.6
  • EUR 42.1
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Мобильные новички. В борьбу за звание "третьего" включился несколько неожиданный участник

Реклама на dsnews.ua

Компания "Астелит" ввела в коммерческую эксплуатацию сеть мобильной связи стандарта GSM в диапазоне 1800 МГц под торговой маркой Life:). С учетом того, что перед Новым годом во всех областных центрах начали предоставлять услуги "Украинские радиосистемы" (ТМ MOBI), количество GSM-сетей в стране достигло пяти. Правда, говорить о существенном переделе рынка можно будет лишь тогда, когда каждый из них наберет хотя бы по миллиону абонентов. Когда это произойдет и произойдет ли вообще, спрогнозировать трудно.

Странная ирония
Более года назад, во время презентации совместного проекта Turkcell и DCC, президент последней Валерий Степаненко пообещал совершить первый публичный звонок в новой сети ко дню рождения Ленина, 22 апреля 2004 г. Фактически же сеть "Астелита" была запущена в двадцатых числах января, как раз между днем смерти и днем похорон вождя мирового пролетариата. Впрочем, это выглядит даже символично: похоже, что дончане в проекте уже фактически не участвуют. И это несмотря на то что владелец 99% акций "Астелита" — "Цифровая сотовая связь Украины" (торговая марка DCC), предоставляющая услуги мобильной связи в формате DAMPS и обслуживающая более 80 тыс. абонентов. Владельцем DCC является голландская компания Eurasia, основные акционеры которой — турецкий мобильный оператор Turkcell (51%) и донецкая System Capital Manage-ment. Ранее 15% DCC принадлежали ее президенту, а ныне председателю наблюдательного совета Валерий Степаненко, однако в 2004 г. он продал свою долю SCM.

Украинско-итальянское предприятие "Астелит", созданное еще в середине 90-х, получило лицензию на предоставление услуг мобильной связи и частоты в диапазоне 1800 МГц. Но без серьезной политической поддержки этот бизнес в те годы просто не мог развиваться, и проект был свернут. В начале 2003 г. компанию вместе с лицензией, частотами и сетевым кодом 063 купила "Цифровая сотовая связь Украины".

В конце 2003 г. акционеры DCC и Turkcell заключили соглашение о создании СП и развитии GSM-сети. Первоначально предполагалось, что этим будет заниматься именно турецко-донецкая компания под брэндом DCC-GSM; при этом должен был продолжать работу и DAMPS-проект. СП создали в апреле 2004 г. В мае к компании был присоединен "Астелит" путем обмена ценных бумаг компании на специально выпущенные акции DCC на сумму 100 тыс. грн. В середине апреля был избран наблюдательный совет новой компании, в котором остался только один гражданин Украины — Валерий Степаненко. Все остальные позиции в нем заняли представители Turkcell. Это стало прямым свидетельством неравных долей в финансировании проекта.

Контракты на поставку оборудования с Ericsson ($88 млн) и Nokia (125 млн евро) были заключены в июле 2004 г. еще с DCC. Валерий Степаненко вместе с зампредом Госкомсвязи, а после реорганизации — замминистра транспорта и связи Леонидом Нетудыхатой провели часть административной работы. Они договаривались об аренде укртелекомовских каналов передачи данных и взаимоподключениях с другими операторами связи (тем не менее в первые дни работы сети "Астелита" дозвониться на нее с UMC и WellCOM было практически невозможно). Однако уже в сентябре менеджмент Turkcell заговорил о запуске именно сети "Астелита". По инсайдерской информации, GSM-департамент DCC был фактически отстранен от ее развертывания. Единственный донецкий, имевший интересы на телекоммуникационном рынке, Валерий Степаненко де-юре из бизнеса вышел. Все ключевые посты в "Астелите" заняли молодые турецкие менеджеры. Офис компании также расположился вдали от киевского офиса DCC. В общем, все это очень похоже на развод компаньонов.

Ожидания рынка
Какова же рыночная перспектива нового оператора? Этот вопрос особенно обострился после того, как WellCOM представил своего "виртуала" MOBI. Эксперты не раз говорили, что для трех мобильных операторов место на украинском рынке есть, но четвертому его уже не хватит. Конечно, у 13 миллионов абонентов "Киевстара" и UMC существует значительный протестный потенциал. Он касается в основном тарифов (особенно скрытых — таких как плата за соединение) и качества предоставления услуг (перегрузки, обвалы, "хрюканье"). И новые операторы имеют шанс перебрать на себя значительное количество недовольных, даже обладая малой зоной покрытия. Ведь увеличил же за последний год свою абонентскую базу в полтора раза киевско-одесский "Голден Телеком" — только из-за отсутствия платы за соединение и низкой цены звонка на другие мобильные сети. Но даже несмотря на отсутствие платы за соединение (тем более у "Астелита" это явление временное), тарифы обоих новых операторов (очень похожие друг на друга) нельзя назвать сверхпривлекательными. В некоторых случаях они позволяют сэкономить (например, у Life:) и MOBI низкий тариф на городские звонки), но ведущие операторы по-прежнему дают абонентам больше возможностей говорить много и дешево. Продвигаются новые предложения достаточно пассивно. Если сравнить это с агрессивностью "Джинса" и djuice, которые буквально засовывались людям в зубы, можно спрогнозировать, что миллионного абонента новые операторы привлекут не скоро.

"Украинские радиосистемы" и "Астелит" владеют полосами частот во взаимно дополняющих друг друга диапазонах 900 МГц и 1800 МГц. Развертывание монодиапазонной сети обречено на значительные технические сложности. Сеть в диапазоне 900 МГц не позволяет обслуживать много абонентов. В компании абонентскую емкость оценивают до миллиона человек, но это достаточно оптимистичные ожидания. Без частот 1800 МГц развернуть качественное покрытие в городских условиях "Радиосистемам" будет сложно. У "Астелита" обратная ситуация: из-за диапазона 1800 МГц им придется строить микросотовую сеть с большим количеством базовых станций. Как показывает опыт внедрения федеральной сети DCS-1800 России, этот стандарт требует на порядок больше БС по сравнению с GSM-900 для покрытия одной и той же территории. Кроме роста стоимости базового оборудования, оператор столкнется и с большими эксплуатационными расходами на обслуживание такой сети, а также на ее энергоснабжение. Ведь стандарт DCS-1800 идеален именно как дополнение к GSM-900 в местах, где плотность абонентов высока.

Реклама на dsnews.ua

Технические специалисты обеих компаний это хорошо осознают. Напомним, что в начале 2003 г. проходили переговоры о продаже "Украинских радиосистем" DCC (у которой тогда уже был "Астелит"). Стороны не сошлись в цене, в результате ряд топ-менеджеров УРС перешли тогда на работу в DCC. Сегодня, когда "Астелит" контролируется турками, возможно, к этому вопросу вернутся. Хотя турки и декларируют, что пришли на украинский рынок "всерьез и надолго", однако инвестиции их, достаточные для запуска сети, явно не адекватны задаче завоевания рынка. Та же ситуация и у экономных днепропетровских акционеров УРС. Иными словами, обе компании, независимо стартовавшие на рынке, просто созданы друг для друга. И чем быстрее на них найдется покупатель, тем скорее у нас появится полноценный третий национальный мобильный оператор, у которого действительно будет шанс завоевать значительную рыночную долю и сердца миллионов абонентов.

    Реклама на dsnews.ua