• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Кто не спрятался — Кабмин не виноват. Под каток реприватизации могут попасть несколько сотен компаний

Реклама на dsnews.ua

На прошлой неделе правительство поручило Генпрокуратуре проанализировать законность приватизации каждого объекта. Об этом сообщила премьер-министр Юлия Тимошенко по итогам трехчасового заседания по вопросам управления госсобственностью в Кабинете Министров.

Ожидается, что этот анализ будет завершен до 14 февраля, и тогда, заявила г-жа Тимошенко, "Генпрокуратура сможет дать правительству полную картину того, насколько законно прошла приватизация". Уже на следующий день глава специальной контрольной комиссии по вопросам приватизации ВР Украины Валентина Семенюк обнародовала список из шести объектов, законность приватизации которых она оспаривает в судах. В него вошли "Криворожсталь", "Укррудпром", Никопольский завод ферросплавов, Николаевский глиноземный завод, Запорожский алюминиевый комбинат и Черноморский судостроительный завод. Немногим позже в "группу риска" вошли Днепровский меткомбинат им. Дзержинского и "Ривнеазот".

"Криворожсталь"
То, что "Криворожсталь" будет возвращена в государственную собственность, сомнений уже не вызывает. Но на прошлой неделе появилось несколько новых интриг, а именно: вернут ли за нее деньги теперешним собственникам, будут ли меткомбинат продавать вновь, а если нет, как будут подбирать менеджмент. 7 февраля Генеральная прокуратура внесла кассационное представление в Верховный суд с требованием отменить постановление Высшего хозсуда, который отказался признать недействительной продажу "Криворожстали". Кроме того, выяснились некоторые подробности проплаты консорциумом денег за меткомбинат. Министр экономики Сергей Терехин заявил, что 4,26 млрд грн. за "Криворожсталь" в бюджет внесло ОАО "Азовсталь", которое в то время находилось в процедуре банкротства. "Надо выяснить, каким образом эти деньги ушли с предприятия, как представитель Агентства по вопросам банкротства дал разрешение на выведение миллиардов из-под процедуры банкротства", — отметил г-н Терехин. Впрочем, из высказываний министра можно сделать вывод, что деньги нынешним хозяевам отдадут. Но не сразу, а после того, как меткомбинат будет продан вновь. Поскольку правительство декларирует намерение лишь изучить вопрос, стоит ли "Криворожсталь" продавать вообще, Ринат Ахметов и Виктор Пинчук могут ждать своих денег очень долго.

Можно не сомневаться, что за "Криворожсталь" лидеры мировой металлургии дадут больше, чем консорциум "Инвестиционно-металлургический союз", заплативший немногим более $800 млн. Уже сейчас появились имена тех, кто готов поучаствовать в аукционе по продаже самого крупного украинского металлургического комбината. В случае реприватизации "Криворожстали" вполне можно ожидать появления в Украине групп Mittal Steel, Arcelor, US Steel, "Северсталь" и "ЕвразХолдинг. Ведущие аналитики фондового рынка сходятся во мнении, что продажа 93,02% "Криворожстали" сейчас может принести не менее $3 млрд. Однако на прошлой неделе Юлия Тимошенко заявила, что правительство постарается сохранить предприятие в госсобственности, что добавило в процесс интриги.

"Укррудпром"
Не забыли в новом правительстве и об "Укррудпроме". Девять его предприятий были проданы, согласно специальному закону, который был принят парламентом в марте прошлого года. Значит, запустить обратный процесс можно будет только после принятия закона о реприватизации. Вместе с тем есть один горно-обогатительный комбинат — Ингулецкий, — приватизацию которого, скорее всего, будут оспаривать. Новая власть может инициировать отмену дополнительной эмиссии ИнГОКа, вследствие которой пакет акций, принадлежащий государству, уменьшился с 50%+1 акция до 37,57%. Разбирательство по этой допэмиссии было инициировано Фондом госимущества и уже доходило до Верховного суда, где осенью прошлого года было вынесено решение о правоте защищающейся стороны. Новое разбирательство, скорее всего, тоже закончится в высшей судебной инстанции и, возможно, диаметрально противоположным решением. Обиженные при продаже "Укррудпрома" топ-менеджеры ИСД, ММК им. Ильича и "Запорожстали" уже постарались вложить в уста новой власти мессиджи о разграблении и монополизации рудной отрасли. В частности, по словам Виктора Ющенко, от приватизации "Укррудпрома" государство потеряло 1,5 млрд грн.

Никопольский завод ферросплавов
Реприватизация Никопольского завода ферросплавов обещает быть наиболее занимательной. Условия его продажи писались в Кабинете Министров. Госпакет в 50%+1 акция поделили надвое и увязали выкуп обоих пакетов. Претендент должен был в течение трех лет управлять производством электроферросплавов объемом не менее 350 тыс. т в год, работать с прибылью, наращивать объемы производства и два года подряд начислять дивиденды. Таким условиям в Украине соответствовал только де-юре управлявший заводом банк "Кредит-Днепр", входящий в корпорацию "Интерпайп". Приватовские Запорожский и Стахановский ферросплавные заводы были отсечены на основании того, что показывали убытки и не начисляли дивидендов. Кроме того, Приватбанку не удалось доказать ФГИ, что НЗФ управляли фактически его менеджеры. Российские Челябинский электрометаллургический комбинат и входящий в группу МДМ завод "Кузнецкие ферросплавы" отсекались по той причине, что первый не платил дивидендов, а второй не производил достаточного количества ферросплавов. Ведущим же мировым производителям ферросплавов Eramet, CVRD и ВНР физически не хватило двух месяцев для проведения стандартной due diligence и оформления заявки. Как результат — контрольный пакет акций НЗФ подконтрольный "Интерпайпу" консорциум "Приднепровье" купил за 410 млн грн., притом что "Приват" заявлял о готовности купить его за 1 млрд грн. Судя же по высказываниям нынешних первых лиц государства, у прокуратуры должны появиться вопросы по условиям конкурса, оценке объекта компанией "МКК-оценка" и качеству управления предприятием. Поскольку, используя давальческую схему при импорте марганцевой руды, менеджмент консорциума оставлял всю прибыль от сбыта ферросплавов на швейцарском трейдере Steelex. Сам же завод получал деньги только за переработку сырья и, соответственно, платил налог на прибыль только с этих денег.

ЗАлК и НГЗ
Интересно будет понаблюдать и за реприватизацией ЗАлКа и НГЗ. На прошлой неделе Валентина Семенюк раскритиковала невыполнение инвестобязательств компанией "Украинский алюминий" (дочерняя компания "Русского алюминия" Олега Дерипаски) на НГЗ и возможную перепродажу акций ЗАлКа российскому СУАЛ-холдингу Виктора Вексельберга. Как только Фонд госимущества поднимал вопрос о том, чтобы отобрать акции НГЗ у "Украинского алюминия", президенты Украины и России встречались в режиме "без галстуков", и вопрос снимался. Между тем компания не только не построила завод по переработке первичного алюминия в Харьковской области, но даже не нарастила мощности НГЗ и не до конца профинансировала "Первомайскхимпром", как было записано в измененных инвестиционных обязательствах. В итоге прямая экономия россиян на этом объекте составила около $200 млн. Относительно ЗАлКа претензии будут касаться прежде всего бездействия власти при появлении упреждающего судебного решения о запрете отчуждения акций из-за невыполнения инвестобязательств, под прикрытием которого была осуществлена перепродажа 68%-ного пакета акций СУАЛу.

Реклама на dsnews.ua

ДМК им. Дзержинского
Еще 300 млн непонятно какой валюты потеряло государство от приватизации ДМК им. Дзержинского. Во всяком случае, так считает Президент Украины Виктор Ющенко. Это может означать, что у "Индустриального союза Донбасса" этот меткомбинат тоже отберут. Вероятно, главе государства успели рассказать о том, что условия конкурса были выписаны исключительно под ИСД и некоторые бизнесмены оказались обиженными. В роли последних выступает группа "Приват", которая пыталась соперничать с дончанами. Хотя формально условия продажи завода выглядели вовсе не так вопиюще, как требования к претендентам на "Криворожсталь" и НЗФ, — покупатель должен был доказать чистоту своего капитала. А такое требование ФГИУ нашло полную поддержку ИСД, представители которого даже провели специальную пресс-конференцию.

Таким образом, уже первые шаги новой власти дают четкое представление о том, что она будет равноудалена от всех бизнес-групп, а это обещает проблемы практически всем, кто в последнее время поучаствовал в приватизации крупных объектов. И вопрос только в том, насколько глубоко она в этом намерении пойдет.

    Реклама на dsnews.ua