• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Второй передел. Через три года сценарий силового передела энергетики повторяется до мельчайших деталей

Реклама на dsnews.ua

Революция в олигархической среде, ожиданием которой наблюдатели жили два последних месяца, началась с энергетики. Реваншистские настроения опального бизнесмена Константина Григоришина, не так давно обещавшего "из принципа" отобрать у своих бывших партнеров футбольный клуб "Динамо", материализовались в две довольно кондовые "спецоперации". По всей видимости, бывший изгнанник решил с микроскопической точностью повторить сценарий собственного отлучения от бизнеса. Правда, в 2002 г. публичная фаза конфликта между г-ном Григоришиным и группой бизнесменов, которых традиционно объединяет приверженность идеалам социал-демократии, началась с криминала — Константина Ивановича арестовали в Киеве. Причиной задержания стало обнаружение у него пистолета и белого порошка. В захваты "Прикарпатьеоблэнерго" и "Полтаваоблэнерго" правоохранители пока не вмешивались. В остальном все совпадает с изумительной точностью. Даже поведение власти, которая не нашла ничего лучшего, чем копирование своих предшественников. Как тогдашние, так и нынешние правители старательно не замечают бурной активности захватчиков. В таком развитии событий прослеживается искрометное чувство юмора Константина Григоришина, который мстит обидчикам их же оружием. Правда, нынешние жертвы захватнических инстинктов бойцов частных охранных фирм тоже известны своей любовью к хорошей шутке. И какие именно методы развлечения они предложат обидчику и власти в ответ на активные действия храбрецов в униформе, пока не знает никто.

Дежавю
В четверг, 17 февраля, в украинской энергетике началась новая жизнь, точнее слегка подзабытая старая. "Прикарпатьеоблэнерго" посетила группа товарищей с оружием, которая, выгнав одних руководителей, посадила в их кресла других. В пятницу процесс зеркально повторился в "Полтаваоблэнерго". В ближайшие дни ожидается продолжение еще в ряде компаний: "Львовоблэнерго", "Тернопольоблэнерго" и "Сумыоблэнерго". Фактически предвидится полное дежавю событий 2002 г., когда в эти же компании точно так же врывались ребята в униформе и точно так же устанавливали контроль над ними. Разница только в инициаторах проектов. Тогда облэнерго переходили под контроль группы Украинского кредитного банка из рук Константина Григоришина. Сейчас он предпринимает все усилия, чтобы вернуть утраченные активы. Еще одно отличие — в 2002 г. бригады Максима Курочкина (он еще не знал, что в 2004 г. будет называться политтехнологом) возили самолетом. Теперь бойцам частного предприятия "Альфа-Щит" приходится трястись в автобусе. Ну и пока вроде никого не били. В остальном происходящее производит крайне гнетущее впечатление — обещавшая кардинальные перемены в стране новая власть демонстрирует, что методы корпоративных конфликтов не меняются.

В 2002 г. прикрытие процесса "разгригоришивания" сверху осуществляла Администрация Президента Леонида Кучмы. Сейчас пресса сообщает о том, что Константин Григоришин договорился с Петром Порошенко. Правда, статус самого Петра Алексеевича несколько неоднозначен — указ о его назначении на пост главы Совета национальной безопасности и обороны так и не подписан.

Местные власти, как и в 2002 г., демонстративно не вмешиваются в происходящее. В Ивано-Франковске даже дошло до анекдота: частную компанию "Альфа-Щит" перепутали с подразделением СБУ. Но секретная служба оперативно разъяснила, что ее сотрудники при выполнении щекотливых поручений облачаются в совершенно другую форму. Сам же факт захвата облэнерго на основании определения Дарницкого райсуда г. Киева, принятого по иску частного лица, никаких комментариев со стороны СБУ не удостоился. Впрочем, два года назад выполнявших черновую работу парней Курочкина эскортировали представители МВД, нынешних же "орлов" сопровождали всего лишь судебные исполнители. Так что и здесь тоже наблюдаются определенные перемены к лучшему.

Пока приходится констатировать два факта: во-первых, Константин Григоришин выполняет ставшее крылатым с легкой руки главного терминатора Калифорнии обещание "я вернусь", а во-вторых, органы государственной власти изо всех сил делают вид, что в стране ничего не происходит. Зато подоплека событий вызывает массу вопросов. Конечно, никто не будет пытаться оспорить статус пламенного революционера, который российский бизнесмен Константин Григоришин получил после того, как его, стоящего на Майдане и украшенного оранжевыми ленточками, пару раз показали по телевизору. Такая "поддержка" революции, естественно, позволяла ему надеяться на определенную лояльность со стороны новой власти. Тем более что изгнали из бизнеса г-на Григоришина крайне некрасиво. Зато чем руководствуется Петр Порошенко, непонятно. Видимо, в ближайшее время ему придется что-то об этом сказать. Очевидно, предстоит высказаться и народному Президенту Виктору Ющенко, который еще задолго до инаугурации начал говорить о том, как справедливо, прозрачно и честно власть будет принимать решения после победы народа.

Предмет спора
Наибольший интерес в разгуле демократии в ряде энергокомпаний представляет не осмысление этих событий со стороны власть имущих, а предмет конфликта и возможные последствия происходящего. В настоящий момент расклад сил в пяти конфликтных компаниях следующий. Государство в каждой из них владеет блокирующим (более 25%) пакетом. Остальные акции разделены примерно пополам между Константином Григоришиным и его партнерами, с одной стороны, и группой Украинского кредитного банка — с другой. При этом стороны конфликта довольно существенно расходятся во мнении относительно своих долей в акционерном капитале облэнерго. Так, по версии российского бизнесмена, в "Полтаваоблэнерго", "Сумыоблэнерго", "Черниговоблэнерго" и "Тернопольоблэнерго" он и дружественные структуры имеют более 40% акций. Во всяком случае, именно так он говорил Анатолию Чубайсу, когда планировал вместе с Виктором Пинчуком и РАО "ЕЭС" создавать совместный энергохолдинг. Однако когда в начале 2004 г. арестовывались принадлежащие Константину Ивановичу и его партнерам акции в банке-хранителе "Креди Лионе Украина", по 40% акций обозначилось только в двух облэнерго — полтавском и сумском. При этом в "Прикарпатьеоблэнерго", с которого начался процесс "возврата", "дружественный" пакет не превышал 33,78%. Кстати, именно о таком количестве акций и заявили две созданные в октябре прошлого года кипрские компании Larva investments limited и Bikontia enterprises limited, которые и стали зачинщиками захвата предприятия.

В общем, силы сторон примерно равны, поэтому решающей становится позиция государства. Что мог пообещать за поддержку правительства Константин Григоришин, пока неизвестно. Впрочем, как и вес его обещаний. Ряд экспертов утверждает, что он переуступил половину своих акций другим партнерам и в том же "Прикарпатьеоблэнерго" у него сейчас только 16,9%.

Реклама на dsnews.ua

Впрочем, в привлечении новых партнеров он не одинок. По неофициальной информации, структуры Григория Суркиса вышли из состава акционеров этих облэнерго и теперь их заменили представители крупного регионального системного банка. Если это действительно так, то война обещает быть очень интересной. С юридической точки зрения позиции реваншистов не то чтобы очень прочные. Пока в своих действиях они опираются даже не на решение, а на определение Дарницкого районного суда. Однако, как показывает практика, при наличии политической воли юриспруденция в украинских условиях играет глубоко подчиненную роль.

Понимая это, оппоненты г-на Григоришина наверняка постараются перенести часть дел на нейтральную территорию — в международные суды. Благо что кипрская прописка как атакующих, так и обороняющихся это позволяет. Предсказать поведение зарубежных жрецов Фемиды гораздо сложнее. Тем более что линию защиты облэнерго будет вести адвокатская фирма A. V. Service Corp., которую возглавляет Александр Вартанян. Несколько лет назад именно этот человек занимался скупкой акций конфликтных облэнерго для группы Григоришина, так что вряд ли может найтись более компетентный специалист в этом вопросе.

Впрочем, война только начинается — в конце концов, пока захвачены лишь два из пяти облэнерго. Константин Иванович историю с подкинутыми пистолетом и белым порошком не забыл. Сложную жизнь своим бизнес-партнерам он тоже обещал. По понятиям украинской экономики образца 1994–2004 гг. он прав. Вписывается ли такая модель поведения в законодательство 2005 г., покажет ближайшее время.

    Реклама на dsnews.ua