• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Дмитрий Воронин:. "Доказать факт преднамеренного банкротства очень сложно"

Реклама на dsnews.ua

Ежемесячно около 70 предприятий Киева и Киевской области входят в процедуру банкротства. Причем количество компаний, подающих в финансовый цейтнот, в столице ежегодно растет. О причинах происходящего и мерах, которые применяют власти, дабы исправить сложившуюся ситуацию, в интервью "ДС" рассказал начальник Киевского регионального главка по вопросам банкротства Министерства экономики Украины Дмитрий Воронин.ДС — С чем связана высокая динамика роста количества банкротств промышленных предприятий в Киеве и области? — Действительно, прошлый год ознаменовался десятипроцентным ростом количества банкротств, но только в столице. Если в 2003 году нами было зафиксировано 803 дела о банкротстве, то в 2004-м — 882. По области же ситуация противоположная: 186 дел — в 2003 году, а в 2004-м — 121 дело. Такая динамика объясняется тем, что в Киеве больше крупных предприятий советского периода, которые до сих пор не могут оптимизировать свой бизнес и нормально работать в современных условиях. В большинстве случаев в процедуру попадают столичные предприятия ВПК и машиностроения, которые с середины 90-х накопили огромные долги по энергоносителям и налоговым отчислениям. Кстати, 70% дел инициируется именно с подачи ГНАУ, с которой не рассчитываются промышленники. В области же в процедуру банкротства чаще попадают КСП, работающие на земле средние и малые компании, а также средние промышленные предприятия. Увеличение количества дел о банкротстве в Киеве связано еще и с тем, что в 2004 году местная власть всерьез взялась за погашение долгов по заработной плате. В итоге свои требования все чаще стали заявлять фонды — пенсионные и соцстраха. А вообще у банкротства, по большому счету, одна причина: неэффективное руководство. Хотя бывает и фиктивное доведение до банкротства.

ДС — Насколько остро стоит в регионе проблема фиктивного банкротства? — В связи с тем, что сейчас будут пересматриваться итоги приватизации многих объектов, эта проблема стала как никогда актуальной. Ведь зачастую многие приобретения компаний происходили через процедуру банкротства. Схема почти везде одинаковая: группа заинтересованных лиц вводит на предприятие своего директора, который заключает фиктивные договоры, раздувает кредиторскую задолженность, продает товар по заниженным ценам. Словом делает все, чтобы выбить живое предприятие из нормальной финансовой колеи. В результате компания объявляется банкротом, вводится в процедуру санации — вот тут появляется инвестор и покупает ее за копейки. Прецедентов много. Мы, к примеру, уже получили поручение от прокуратуры Киева, облгосадминистрации и судов проверить финансовое состояние (на предмет фиктивного банкротства) таких предприятий, как "Укртатнафта Київ", Киевский радиозавод, "Каскад", Васильковская кожевенная фабрика и "Славутичатомэнергострой". К примеру, по последней компании сложилась интересная ситуация: в свое время ее активы составляли 19 млн грн., задолженность по зарплате — 1 млн. Чтобы ее погасить, ликвидатор предприятия начал продавать имущество. Продавал-продавал, сократил активы до 9 млн грн., а долг по зарплате остался порядка 400 тыс. В качестве яркого примера можно рассказать и о ситуации с сахарными заводами Киевской области, около 80% которых уже не существует. Такие предприятия, как Григоривский или Фастовский сахарозаводы, банкротились, входили в санацию, после чего на них приходил инвестор, который, вместо того чтобы реанимировать производство, сдавал на лом все оборудование. Отстоять удалось только Яготинский завод, где осталась доля госсобственности. При этом доказать фиктивное банкротство или факт преднамеренного банкротства очень сложно, так как вполне возможен не злой умысел, а просто глупость руководителя. Все документы, полученные в результате проверок, мы посылаем в Минэкономики, прокуратуру и суд. И хотя мы проводим не экспертизу, а лишь финансовый анализ, который показывает, каким путем предприятие дошло до такого состояния, для фискальных органов порой этих данных бывает достаточно, чтобы сделать нужные выводы. За 2004 год было несколько случаев, когда против руководителей предприятий прокуратура возбудила уголовные дела по факту доведения до банкротства.

ДС — Каким образом вы контролируете работу арбитражных управляющих? — Арбитражные управляющие являются частными предпринимателями, которые должны получать прибыль от своей деятельности. Поэтому при решении дальнейшей судьбы предприятия большинство управляющих идут путем наибольшей выгоды для себя. По договоренности с кредиторами при продаже имущества компании этот человек может получать до 10% комиссионных. Были случаи, когда официальный заработок управляющего доходил до 300 тыс. грн. Поэтому избежать нарушений здесь очень сложно. Согласно распоряжению Минэкономики мы каждый год проводим проверку порядка 25 арбитражных управляющих. Если выявляем в их деятельности серьезные нарушения, Минэкономики лишает их лицензий. К примеру, сейчас мы судимся с управляющими, ведущими дела по племенному заводу "Бортничи". Кроме того, у нас есть данные, что управляющие предложили Киевскому радиозаводу и "Славутичу" планы санаций, которые, кроме них, никому не нужны. Руководители предприятий и так были готовы подписать мировую и через пару месяцев рассчитаться со всеми кредиторами. Но за спиной арбитражного часто стоит потенциальный инвестор и диктует: "Директора нужно убрать, нам зайти — это предприятие по нашей тематике, оно нам интересно, и мы его хотим". А управляющий хочет заработать — он тоже бизнесмен. Поэтому я считаю, что стране давно пора вводить институт государственных арбитражных управляющих и направлять их хотя бы на госпредприятия, попавшие в процедуру банкротства.

ДС — Много ли предприятий в прошлом году возобновило свою платежеспособность? — Достаточно много. В 2004 году из процедуры банкротства вышли такие заводы, как "Агромаш", Киевский экспериментально-механический завод, домостроительный комбинат им. Спивака, "Киев-оптторг" и еще несколько десятков компаний разной величины. На многих введена санация. Например, "Днепру", чтобы рассчитаться с долгами и выйти из финансового кризиса, пришлось продать админ- здание. Некоторые, к примеру "Агромаш", выходят из банкротства собственными силами: они заключили хороший договор на продажу борон и быстро решили все проблемы с долгами. Были и предприятия, долги которых гасил собственник. Взять тот же ДСК им. Спивака, принадлежащий группе "ТЕКТ". Там дело шло к санации. Но когда собственник понял, что может за долги лишиться очень привлекательных активов комбината: баз отдыха на Трухановом острове и в Бориспольском районе, админздания в Корчеватом, промбазы на Алма-Атинской, то решил погасить долги из собственных средств.

ДС — Каковы ваши прогнозы относительно банкротств на 2005 год? — Количество банкротств в Киеве увеличится еще на 10–15%. Связано это с тем, что в текущем году власти столицы намерены приступить к выполнению заявленных ранее планов по выведению за черту города экологически вредных предприятий, которые занимают большие земельные участки и практически ничего не приносят в бюджет Киева. Уверен, что инициирование дел о банкротстве будет одним из основных аргументов, чтобы на законных основаниях убрать некоторые заводы из центральных районов города. Механизмы банкротства будут включаться через водоканал, "Киевэнерго", пенсионные фонды и районные налоговые инспекции, долги перед которыми имеют большинство заводов. С другой стороны, упадет интерес к столичным предприятиям донецких и днепропетровских инвесторов, зачастую активно входивших на них через процедуру банкротства.

Беседу вел Игорь Дармостук

    Реклама на dsnews.ua