• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Заработать на войне. Решить проблему утилизации вооружений не получится, пока не разберутся, кто будет осваивать выделенные на это средства

Реклама на dsnews.ua

Среди проблем, которые достались в наследство новому правительству, оказалась и утилизация боеприпасов и старого оружия. Всего в Украине, по данным военных, оглашенным в разное время, находится от 1,735 млн до 2,448 млн т различных боеприпасов. А потребности армии в них до 2010 г. не превысят 600 тыс. т. То есть уничтожению подлежит как минимум 1,1 млн т.

Собственными усилиями мы ежегодно утилизируем в среднем 25 тыс. т боеприпасов. Так что Украина не имеет шансов справиться с этой проблемой самостоятельно. Впрочем, в нынешнем году ситуация несколько изменилась. Решение власти выделить на данные цели в течение года 71 млн грн. оживило и коммерческие структуры, и многих чиновников, тесно с ними связанных. Теперь только ленивый не хочет этим заниматься. К тому же интерес к ней был подогрет решениями НАТО (через подразделение NAMSA), а также правительств Соединенных Штатов и Великобритании о выделении солидных сумм на проведение соответствующих работ. Великобритания объявила о решении предоставить 400 тыс. евро для оказания Украине помощи в уничтожении стрелкового оружия, переносных систем противовоздушной обороны и боеприпасов, еще 240 тыс. евро на эти же цели готова выделить Норвегия. Солидный вклад в украинскую утилизацию в виде 54 млн евро должна сделать и шведская фирма NAMMO. США, которые для реализации первой фазы утилизационных работ вносят $1,642 млн, по всей видимости, возглавят их и будут взаимодействовать с другими потенциальными странами-донорами. Эти средства пойдут через международные трастовые фонды, в частности фонд НАТО, образованный в рамках программы "Партнерство ради мира". Поэтому коммерческая привлекательность всех форм утилизации, организуемых в государстве, сейчас велика как никогда. Ведь несмотря на то что присутствие на нашем утилизационном рынке иностранных государств неминуемо приведет к приходу сюда и их подрядчиков, отечественные фирмы вполне могут заработать на субподрядах. Активными участниками этого рынка сегодня являются СП "Галев-ЛТД", корпорация ТАСКО, ЗАО "Инер-Васт", предприятие Минобороны "Укроборонлизинг".

Однако большинство экспертов склоняются к тому, что в стране должен быть единый оператор по уничтожению боеприпасов и устаревших вооружений, который будет нести полную ответственность за ее проведение. По оценкам специалистов, избрав такой путь, Украина могла бы увеличить существующие мощности утилизации в пять-шесть раз — до 100–125 тыс. т боеприпасов в год. Но есть одно, вернее, даже два "но". Во-первых, заводы и структуры-подрядчики могут включиться в работу только при наличии реальных ресурсов в виде бюджетных ассигнований. Как утверждают люди, сведущие в этих делах, выделенные на бумаге 71 млн грн. реально могут появиться к середине года, а то и к сентябрю. Во-вторых, иностранные компании не начнут работы без предоставления гарантий (их может дать правительство или уполномоченный им оператор), бизнес-планов и финансового обеспечения аудита. Дело это недешевое. К примеру, расходы по составлению бизнес-плана по взаимодействию со шведской NAMMO на уничтожение 300 тыс. т украинских боеприпасов оцениваются экспертами в $200–250 тыс.

То есть либо в стране будет работать оператор, готовый вложить собственные оборотные деньги, либо десятки компаний станут делить шкуру неубитого медведя в ожидании бюджетных денег. Именно последняя схема стала популярной в прошлом году, когда некоторые компании, претендующие на проведение утилизации (кстати, не имеющие при этом ни оборудования, ни специалистов), просто забирали основные фонды военного ведомства на основании распоряжений его руководства, естественно, с целью распределить работы между подрядчиками после выделения средств из бюджета. К чести нового руководства Минобороны, им было прямо заявлено о том, что военное ведомство не должно заниматься утилизацией как несвойственной министерству деятельностью.

Что касается выбора единого оператора, то реальный опыт организации таких работ имеют только госпредприятие "Укроборонсервис", в составе которого есть департамент утилизации, и негосударственная корпорация "Содружество". При этом представители "Укроборонсервиса" утверждают, что готовы взяться за эти работы тотчас, не только не дожидаясь бюджетных средств, но и вообще не претендуя на них. На приобретение недостающих технологий предприятие готово потратить часть оборотных средств, заработанных на торговле оружием, в расчете на получение солидного финансирования в дальнейшем.

Есть, конечно, и другой путь: создание межведомственного координирующего органа (между Минобороны, которое несет ответственность за арсеналы, и Минпромполитики, в составе которого находится большая часть предприятий — исполнителей работ). Но, с одной стороны, это потребует времени (по мнению экспертов, не менее 3–5 месяцев), а с другой — означает возвращение к старой формуле: 25 млн т ежегодно с весьма туманной перспективой получения недешевых технологий утилизации.

    Реклама на dsnews.ua