• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Корпоратизация грядет. Минпромполитики обещает отпустить подопечные предприятия на вольные хлеба

Реклама на dsnews.ua

Министерство промышленной политики выступает за корпоратизацию государственных предприятий и преобразование их в государственные акционерные общества. Об этом заявил министр Владимир Шандра на инвестиционном саммите Adam Smith Conferences в Лондоне. Интрига заключается в том, что самые интересные и инвестиционно привлекательные госпредприятия не находятся в ведении Минпромполитики.

В сообщении пресс-службы министерства агентству "Українські Новини" со ссылкой на выступление Владимира Шандры в Лондоне говорилось, что "в государственные акционерные общества должны быть преобразованы все госпредприятия, включая те, которые не подлежат приватизации, но могут быть корпоратизированы". Министр предполагает, что акционирование позволит обеспечить равные условия для государственных и частных субъектов предпринимательства, а также ускорить реформирование системы управления, сократив административные функции министерств. К тому же г-н Шандра уверен, что через последующие дополнительные эмиссии акций будет легче привлекать частные инвестиции в государственную собственность. В своей речи министр упомянул и о реструктуризации госпредприятий, которая, судя по всему, станет значительной. На базе их структурных подразделений планируется создание самостоятельных юридических лиц и хозрасчетных предприятий. Причем те из них, которые несут минимальную отраслевую нагрузку, могут быть приватизированы, объекты социальной сферы — переданы в коммунальную собственность. А в отдельных отраслях оборонно-промышленного комплекса создадут объединения (концерны, корпорации или ассоциации) с целью концентрации усилий и проведения единой промышленной, инвестиционной и ценовой политики.

Все это становится особо интересным, если вспомнить действующий до сих пор президентский Указ от 1993 г. "О корпоратизации предприятий". В соответствии с документом корпоратизацией является преобразование государственных предприятий, закрытых акционерных обществ, более 75% уставного фонда которых находится в государственной собственности, а также производственных и научно-производственных объединений, правовой статус которых ранее не был приведен в соответствие с действующим законодательством, в открытые акционерные общества. Имущество же, переданное учредителем в качестве взноса в уставный фонд предприятия, становится его собственностью и тем самым выходит из собственности учредителя (отчуждается). То есть государство, передавая имущество в уставный фонд АО, теряет на него право собственности, а взамен получает лишь право собственности на акции.

Госсобственности в ведении Минпромполитики осталось немного — прежде всего, это предприятия авиастроения и военно-промышленного комплекса. Их проблемы похожи — государство заказывает ничтожно малые объемы продукции, а частные деньги даже под простейшую реконструкцию привлечь невозможно. Коммерческие банки не дают кредитов под госсобственность, которую нельзя отчуждать в случае невозврата денег, а частный инвестор не видит выгоды в том, чтобы вкладывать средства без участия в доле от продаж. Выйти из положения можно было бы, создавая совместные с инвестором структуры. Но наше законодательство даже не предусматривает возможности образования дочерних структур для госпредприятий. Скажем, у российских компаний существует большой интерес к разработкам украинских конструкторов, АНТК им. Антонова они не раз предлагали создать интеграционную структуру. Однако такие формы сотрудничества для антоновцев пока недоступны. В этой отрасли похожие трудности испытывают Киевский авиаремонтный завод 410 гражданской авиации, киевский государственный авиазавод "Авиант", Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП), государственное предприятие "Винницкий авиационный завод". Похоже, теперь всем им "грозит" акционирование. А корпоратизация целого ряда госпредприятий в ВПК обязательно станет темой долгого обсуждения Минпромполитики и Минобороны. Весьма вероятно, что на корпоратизацию выйдут такие интересные объекты, как Запорожский титаномагниевый комбинат, Приднепровский и Павлоградский химические заводы.

По возвращении украинской делегации из Лондона, к сожалению, не удалось выяснить, есть ли у Владимира Шандры видение, какие именно предприятия Минпромполитики будет выносить на корпоратизацию. Кроме того, еще предстоит узнать, будет ли данная инициатива распространяться, к примеру, на такие государственные предприятия, как "Укрзалізниця" и "Энергорынок". Но, очевидно, показательным является то, что Минпром начал оправдывать предположения о намерении основательно пересмотреть свою роль в структуре государственного менеджмента. Не исключено, что целью хозяина здания на улице Сурикова является управление корпоративными правами государства в нескольких отраслях со всеми вытекающими последствиями. Как для бывшего руководителя Славутского рубероидного завода, кем был Владимир Шандра до своего депутатства, очень амбициозно. Но поскольку осуществлять оперативное командование госсобственностью втайне хотят еще несколько функционеров новой власти, министру промполитики предстоит выдержать нешуточную конкуренцию.

    Реклама на dsnews.ua