• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Государство раскошелится на три НПЗ. Решать судьбу нефтяной отрасли будут без участия премьера

Реклама на dsnews.ua

На минувшей неделе Виктор Ющенко распорядился создать рабочую группу, которая займется вопросами дальнейшего развития нефтеперерабатывающей промышленности. В ее состав войдут секретарь СНБО, первые лица ГНАУ, Минэкономики, Минтопэнерго, НАК "Нафтогаз України", а также члены профильного парламентского комитета. Поучаствовать в процессе, если пожелают, смогут и представители крупнейших государственных и частных нефтяных компаний — ОАО "Укртранснафта", "Лукойл-Украина", "Казах-ойл", "Альянс-Украина", ТНК-ВР, ЗАО "Укртатнафта" и ОАО "Укрнафта".

Решение главы государства по составу новосозданного органа для многих стало неожиданностью. В него не вошла премьер Юлия Тимошенко, а возглавил группу первый помощник Президента Александр Третьяков — один из трех чиновников новой власти, обладающих значительным опытом работы в нефтяной отрасли. До начала текущего десятилетия он входил в состав наблюдательных советов ОАО "Херсоннефтепереработка" и сети АЗС "ТИКО", возглавлял НС АКБ "Трансбанк", а также организовывал работу нефтекомпаний "Рур Групп", "Татра Ойл", "АТЭК-95" (экс-президент последней Эдуард Зейналов зимой этого года был назначен губернатором Кировоградской обл.).

Специфику украинского нефтяного рынка не хуже знают премьер-министр Юлия Тимошенко и глава МЧС Давид Жвания (в 1993–1996 гг. она возглавляла ООО "Корпорация "Украинский Бензин" (КУБ), а "чрезвычайный" министр был инвестором добывающих СП "Нефтегазтехнология" и "Пласт"). Однако Виктор Ющенко не счел необходимым подключать их к работе группы. Зато опыт нового главы "Нафтогаза України" Алексея Ивченко пришелся ко двору (в 1994–2004 гг. он возглавлял львовскую компанию ООО "Энергосинтез", активно торговавшую нефтью и газом).

Упомянутых "нефтяных персон" нынешнего правительства объединяет одно обстоятельство — будучи коммерсантами, все они стали жертвами недобросовестной конкуренции со стороны российских компаний и наших коррумпированных политиков. Больше всех тогда пострадала Юлия Тимошенко — натиск конкурентов стоил ей потери почти всего бизнеса и тюремного заключения. Для Давида Жвании это вылилось в неудачную попытку установления контроля над Полтавской газонефтедобывающей компанией (ПГНК). Алексей Ивченко утратил контроль над Дрогобычским НПЗ. Возглавляемая им инвесткомпания "Галицкие Инвестиции" в 1998–1999 гг. управляла государственным пакетом 25%+1 акция дрогобычского ОАО "НПК "Галичина", но лишилась этого права из-за политического конфликта между экс-премьером Валерием Пустовойтенко и Тарасом Стецкивом (соучредителем ИК "Галицкие Инвестиции").

Нефтяные интересы свежеиспеченного главы рабочей группы г-на Третьякова тогда пострадали намного меньше. Во многом это объясняется тем, что до начала 2000-х гг. он пользовался поддержкой семьи экс-вице-премьера Дмитрия Табачника — ее представители были совладельцами небольшой сети АЗС "ТИКО". Бизнес группы компаний г-на Третьякова замыкался в основном на Херсонский НПЗ, который был поставщиком топлива для этих заправок. Однако в конце 90-х гг. на упомянутый НПЗ пришли инвесторы из России и Казахстана, которые оттеснили украинские компании. Вскоре после этого Александру Третьякову пришлось избавиться от принадлежащих ему пакетов в ОАО "Херсоннефтепереработка" и сети АЗС "ТИКО", позже он продал и 50% акций "Рур Групп", а в 2002 г. ушел из Трансбанка.

Даже поверхностное ознакомление с бизнес-биографией Александра Третьякова может убедить в том, что его потери не идут ни в какое сравнение с нефтегазовыми терниями, через которые пришлось пройти другим членам правительства. Поэтому, назначив главой "нефтяной" рабочей группы персону, умеющую находить компромиссы, Президент ушел от возможных политических рисков в работе нового органа. В противном случае любые решения группы могли бы дать частным нефтетрейдерам повод обвинить представителей власти в коммерческом реванше, что, безусловно, повысило бы уровень конфликтности во взаимоотношениях между государством и представителями нефтяного бизнеса. Как показал недавний нефтяной кризис, глава государства готов играть с нефтетрейдерами "в доброго и злого следователей", где роль последнего уготована натерпевшейся от старой власти Юлии Тимошенко.

Во многом из-за "мягкости" г-на Третьякова презентация амбициозных целей новосозданного нефтяного органа не вызвала болезненной реакции со стороны трейдеров. Хотя поводов для возмущения у них было достаточно. Сразу после своего назначения г-н Третьяков поддержал инициативу премьера о начале проектирования строительства нового НПЗ в Одесской области — первого в Украине предприятия, которое могло бы работать не на тяжелой высокосернистой российской, а на легкой нефти, добываемой в других регионах мира. "Это не лишено смысла, потому что отечественные заводы были построены в расчете только на тяжелую российскую нефть. И сейчас они загружены на 35–50% своей проектной мощности. Во времена СССР наши НПЗ были построены как "мазутоварни", был такой "советский бизнес" — мазут шел в Италию для поддержки тамошней Коммунистической партии, а оттуда к нам в страну везли апельсины. Жизнь не стоит на месте, и сейчас НПЗ нужно модернизировать. Как только собственник вложит в это деньги, он будет вынужден увеличивать поставки нефти", — пояснил он.

Реклама на dsnews.ua

Как сообщил г-н Третьяков, чтобы начать модернизацию НПЗ, государство намерено усилить свое присутствие в капитале нефтяных предприятий. Прежде всего, речь идет о возможности допэмиссии акций ОАО "Укрнафта", после чего другой акционер компании — группа "Приват" — для сохранения своего пакета должен будет рассчитаться за акции новой эмиссии либо живыми деньгами, либо принадлежащими ему пакетами акций Надвирнянского и Дрогобычского НПЗ. "Тогда у "Укрнафти" будет 43%-ный пакет "Укртатнафти", переданный ей государством, и контрольные пакеты двух НПЗ — наши пакеты 25%+1 акция и 26% плюс пакеты "Привата", — заявил г-н Третьяков. Наблюдатели говорят, что у государства найдется возможность заинтересовать группу "Приват" в передаче своей доли в двух НПЗ в уставный фонд "Укрнафти". По подсчетам г-на Третьякова, в результате государство будет контролировать до 30% украинского рынка нефтепродуктов, что избавит его от диктата российских компаний и ежегодно повторяющихся нефтяных кризисов. По словам главы рабочей группы, для профилактики их появления Кабмин намерен предложить парламенту законопроект об обязательном создании 60-дневного запаса нефти на всех НПЗ.

    Реклама на dsnews.ua