• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Бедный Йорик. Финансовые кумиры бывшей власти готовы прекратить масштабные корпоративные войны ради достижения более приземленных целей

Реклама на dsnews.ua

На минувшей неделе компания Аmtel Holdings Holland NV получила разрешение Антимонопольного комитета Украины на покупку контрольного пакета акций белоцерковского ЗАО "Росава". Это предприятие является крупнейшим производителем автомобильных шин и арендатором мощностей одноименного ОАО "Росава".

Учредителями ЗАО в 1999 г. выступили ОАО "Росава" с 49% акций и близкая к сингапурской химической группе Аmtel Holdings Inc. ирландская компания Tapis-tron Ltd. с 51% акций. В последующие годы ЗАО медленно, но уверенно перекочевало из структуры Аmtel в сферу влияния группы УкрСиббанка. В 2003 г. Аmtel заключил стратегическое соглашение с УкрСиббанком о совместном развитии ЗАО "Росава" и черниговского ОАО "Химволокно" (этот крупнейший отечественный производитель кордной ткани для изготовления шин ранее также входил в орбиту сингапурцев). К 2004 г. "УкрСиб" вообще сумел оттеснить партнера от управления белоцерковским шинным гигантом — ему удалось провести допэмиссию акций ЗАО "Росава", увеличив уставный фонд компании на 220 млн грн., до 429,7 млн грн. В результате группа смогла нарастить свой пакет акций "Росавы" до контрольного, а пакет Tapistron был размыт. Так же, как и пакет акций ОАО "Росава". То есть чьи именно акции предполагает купить Аmtel, непонятно.

Указанная допэмиссия была проведена в условиях крайне высоких рисков, а их нейтрализация относилась прессой на счет тогдашнего высокого административного ресурса группы "УкрСиб". Ресурс этот олицетворялся парламентской фракцией "Демократические инициативы", которая была организована входившими в число основателей группы "УкрСиб" депутатами Александром Ярославским и Эрнестом Галиевым. Но на самом деле мощь административного влияния группы исчерпывалась теплыми отношениями г-на Ярославского с экс-президентом Леонидом Кучмой. Без поддержки последнего "УкрСибу" вряд ли удалось бы преодолеть все риски борьбы за "Росаву". Следует отметить, что эти риски выражались не только в скрытой обиде группы Аmtel, но и в не менее существенных внутренних факторах. Таких, например, как позиция Фонда госимущества, который владел пакетом акций ОАО "Росава" и имел судебные претензии к аренде его имущества одноименным ЗАО.

Ощущая общий рост конкуренции на шинном рынке бывшего СССР и подозрительное дыхание в спину со стороны "УкрСиба", сингапурский Amtel в начале минувшего года решил укрепить свой финансовый потенциал. До этого компанией почти единолично владел сингапурский инвестор Субхтр Гупта, который как раз в период допэмиссии акций "Росавы" решил поделиться капиталом группы с мощным западным инвестором, способным урезонить пронырливых постсоветских олигархов. Этим инвестором согласился стать крупнейший в странах СНГ инвестфонд Templeton, принадлежащий американской Franklin Resources Inc. (компания оперирует активами на сумму более $300 млрд). Инвестфонду было продано около 4% акций Amtel, после чего, по всей видимости, сингапурский инвестор решил, что настало время реванша, в том числе и в борьбе за украинскую "Росаву".

Закономерной реакцией "УкрСиба" на усиление Amtel стало очевидное желание группы удержать годами отстаиваемый плацдарм на шинном рынке Украины. Достичь этого можно было только максимальным сужением противостояния группы с конкурентами в других секторах нашей экономики. Наиболее известными эпицентрами такого противостояния для "УкрСиба" была в целом новая для группы нефтяная промышленность, за влияние на которую харьковчане пытались бороться с другим новичком — группой киевских компаний, сконцентрированных вокруг ЗАО "ФК "Клиринговый дом" и ООО "Клиринговая товарная компания "Нафтогаз України".

До конца 2004 г. присутствие группы "УкрСиб" в нефтяной промышленности олицетворялось двумя факторами. Первый — покупка символических 1,5% акций кременчугского ЗАО "Укртатнафта". Второй — назначение руководителем этого ЗАО одного из видных представителей "УкрСиба" Павла Овчаренко. Наряду с Евгением Сухиным он входил в число руководителей ЗАО "Укртрансинвест", которое в структуре активов "УкрСиба" отвечало за управление торговыми операциями большинства принадлежащих ему химических предприятий (черкасское ОАО "Азот", черниговское "Химволокно" и "Росава"). К середине 2004 г. "УкрСиб" решил укрепить свои позиции в нефтяном и химическом секторах и начал вытеснять миноритарных акционеров с черкасского "Азота", продвигая проект проведения доп- эмиссии его акций. Кроме того, "УкрСиб" заявил о намерении в союзе с группой "Приват" приватизировать принадлежащие государству 42% акций "Укртатнафти". Однако этим планам не суждено было свершиться из-за противодействия со стороны "Клирингового дома". Киевляне скупили акции миноритарных акционеров черкасского "Азота" и начали судебные тяжбы по поводу доп- эмиссии. На "Укртатнафті" события развивались гораздо более динамично: Павел Овчаренко был смещен с должности, а большинство внешнеторговых операций НПЗ отошли "Клиринговому дому".

К середине весны "УкрСиб" окончательно оставил борьбу за управление "Укртатнафтою", ограничившись стабилизацией "Азо-та". По неофициальным данным, в мае "Клиринговый дом" продал "УкрСибу" свой пакет акций этого предприятия, после чего конфликты сошли на нет. Нынешнее возрождение интереса Amtel к белоцерковской "Росаве" показало, что прекращение войны было вполне обоснованным. "УкрСиб" решил договориться с "Клиринговым домом" накануне начала разбирательств с более серьезным соперником.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua