• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Мы начали штурмовать ВТО

Реклама на dsnews.ua

На прошлой неделе глава государства раскритиковал правительство за провал работы по вступлению страны во Всемирную торговую организацию и дал задание форсировать этот процесс. Власть рассчитывает на то, что Украину примут в эту организацию уже нынешней осенью.

"Процедура интеграции Украины в ВТО началась еще в 1993 году, и фактически за 12 лет не было достигнуто ожидаемых результатов, в то время как другие страны вступали в эту организацию за три–семь лет. Сейчас этот процесс ускорят. В течение недели правительство подготовит около 20 законопроектов, которые регулируют вступление Украины в ВТО. Еще через неделю они будут вынесены на обсуждение в Верховную Раду как неотложные. Параллельно мы активизируем переговорный процесс с представителями тех отраслей отечественной экономики, которые требуют государственной поддержки при вхождении Украины в эту международную организацию. Мы рассчитываем на то, что уже в сентябре наша страна станет полноправным членом ВТО", — сообщил глава СНБО Петр Порошенко после заседания Совета, посвященного этим вопросам.

Вступление в ВТО подразумевает открытие национального рынка и более широкий доступ к рынкам других 148 стран — участниц организации. В выигрыше от этого окажутся экспортно-ориентированные отрасли — металлургия, химическая промышленность, транспорт. Ведь сейчас, по подсчетам Центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова, потери наших экспортеров от применения специальных пошлин к поставляемым ими товарам составляют около $2–3 млрд ежегодно. Зато украинские аграрии, машиностроители, оборонно-промышленный комплекс столкнутся с мощными конкурентами, которые до сих пор не могли попасть на наш рынок из-за протекционистских мер Киева.

"Наша экономика еще не готова к вступлению в ВТО. Членство в ней сейчас приведет к потере в некоторых отраслях до 85–90% национальных предприятий", — считает эксперт аналитической группы "Да Винчи АГ" Анатолий Баронин. По мнению экспертов, в большей степени это касается угольной и радиоэлектронной промышленности, сельскохозяйственного машиностроения и, конечно же, самих аграриев. Впрочем, правительство обещает позаботиться о минимизации их возможных потерь. По словам министра агрополитики Александра Барановского, мы уже согласовали с ВТО 98% тарифных запросов стран — членов рабочей группы. Согласно последним договоренностям Украина может сохранить поддержку агросектора в размере $140 млн, при этом наши представители продолжают активно отстаивать уровень внутреннего дотирования АПК в сумме $1,14 млрд ежегодно. Кроме того, Кабмин попросил депутатов до августа принять законы об уменьшении вывозной пошлины на семена подсолнечника, льна и рыжея, а также пересмотреть правила налогообложения сельхозпредприятий. Как сообщил Петр Порошенко, у нас также еще остается возможность оговорить условия поддержки отечественного ВПК и машиностроения. Недавно были озвучены мероприятия по выведению из кризиса угольной отрасли, которые помогут сохранить за нашей страной место в первой пятерке мировых производителей угля. Вопрос лишь в том, успеют ли подействовать прописанные правительством лекарства. Ведь программа развития отрасли рассчитана на долгосрочную перспективу, а стать членом ВТО мы можем уже через несколько месяцев.

Опасения усиливает и опыт вхождения в ВТО постсоветских стран. Сейчас заветное место в организации уже получили Кыргызстан, Грузия и Молдова. Однако их надежды на последующий рост экономических показателей сбылись с точностью до наоборот. Кыргызстан брал высоту ВТО нахрапом (процедура вступления была закончена в течение полугода), особо не выторговывая для себя уступок. В результате, по данным Всемирного банка, объем прямых инвестиций, который до вступления страны в эту организацию составлял $96 млн, снизился с 1999 г. до тридцати с лишним миллионов долларов. Причина заключалась не только в недостаточной подготовленности страны к таким переменам, но и в чрезмерных уступках в отношении открытости. Кыргызстан даже по наиболее важным для себя позициям установил рекордно низкие пошлины, что и спровоцировало отток капитала — зачем вкладывать в экономику, если все необходимое можно просто ввезти? В Грузии (присоединилась к ВТО в 2000 г.) за первое полугодие 2001-го на 30% увеличилась доля предприятий с иностранным капиталом, но при этом промышленный спад в стране составил 3,1%. В Молдове (член ВТО с 2001 г.) на 8% сократился приток иностранных инвестиций. Приятное исключение составляют страны Балтии, которые выиграли от членства во Всемирной торговой организации. Но им в переговорах удалось отстоять для себя весьма солидные льготы. Каковы наши требования и предложения, толком не знает никто. К тому же правительство не дает четких ответов о последствиях нашего членства в этой организации.

По утверждению министра экономики Сергея Терехина, интеграция Украины во Всемирную торговую организацию позволит отечественному ВВП расти на 2% ежегодно, объемы экспорта и приток иностранных инвестиций каждый год будут увеличиваться на $2 млрд, прибыль предприятий — почти на $8 млрд. Нынешний первый вице-премьер Анатолий Кинах ранее не раз высказывался о некорректности применяемой методологии по изучению последствий вступления нашей страны в ВТО. "Украинская статистика отслеживает положение дел по так называемым "группам товаров", но при этом не учитываются показатели производства конкретного вида продукции. Таким образом, имеющиеся данные о последствиях интеграции сомнительны", — пояснял он.

Оптимисты же считают, что предрекаемые опасности членства во ВТО слишком преувеличены. "Правила организации оставляют за местными предприятиями ценовые преимущества на уровне 10–15%. Этого вполне достаточно, чтобы конкурировать успешно", — говорит эксперт центра "Case-Украина" Владимир Дубровский.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua