• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Чужой среди своих. Будущее северодонецкого "Азота" окончательно запуталось

Реклама на dsnews.ua

Совместное детище украинского американца Алекса Ровта и Фонда госимущества, ЗАО "Северодонецкое объединение "Азот", оказалось на краю пропасти. В июне Апелляционный суд Киева согласился с решением Печерского суда о признании недействительным создание СП в Северодонецке, в результате чего документ вступил в законную силу.

Алекс Ровт наверняка знает, что случилось в Украине 16 июня, — тогда государство после решения Апелляционного хозяйственного суда с помощью судебных исполнителей за один день вернуло себе 93,02% акций комбината "Криворожсталь", "украденных" предыдущей властью, по выражению Президента Виктора Ющенко, "за одну ночь". Это событие явно не прибавило оптимизма г-ну Ровту, особенно после того, как столичный Апелляционный суд принял решение отменить создание ЗАО "Северодонецкое объединение "Азот", которое было образовано за два дня до переголосования второго тура президентских выборов. Потому что, если следовать логике событий, в любую минуту г-на Ровта может настигнуть известие о том, что в Северодонецке он уже ничем не владеет.

Сейчас главная надежда владельца химического трейдера IBE Trade и 60% ЗАО "Северодонецкое объединение "Азот" на кассационную жалобу, оперативно поданную в Верховный суд Украины, и переговоры с правительством. Судя по всему, наиболее активно они ведутся с первым вице-премьер-министром Анатолием Кинахом, который является основным ньюсмейкером в развитии ситуации вокруг восточноукраинского химического гиганта. На днях г-н Кинах, возглавляющий межведомственную комиссию по проблемным вопросам приватизации, заявил, что у него нет никаких претензий к инвестору ЗАО "Северодонецкое объединение "Азот" (то есть к Алексу Ровту) и с ним обсуждаются вопросы заключения мирового соглашения. Правда, уточнив при этом, что мир может быть заключен при условии, что государство получит контрольный пакет акций компании (сейчас ФГИУ принадлежит 40% акций ЗАО). По словам вице-премьера, инвестор вроде бы согласился на такой вариант.

Однако Анатолий Кинах не президент, и не премьер-министр, и ключевые решения в этой стране принимает вовсе не он. Все помнят, как не так давно Анатолий Кириллович заявлял, что Кабмин не имеет никаких претензий к владельцу Николаевского глиноземного завода — российской компании "Русал", после чего последовал иск Генпрокуратуры о незаконности освобождения этого инвестора от обязанности построить алюминиевый завод в Украине. В этом свете неприятным "мессиджем" для г-на Ровта может послужить заявление премьер-министра Юлии Тимошенко, сделанное в самом конце июня, о начале подготовки к приватизации крупных государственных объектов, в том числе Северодонецкого государственного производственного предприятия (СГПП) "Объединение "Азот". "Мы хотим собрать активы, так как они были растасканы по кускам", — сказала Юлия Владимировна.

СГПП как раз служит ярким тому примером, поскольку сейчас оно является пустышкой — все его ликвидные активы были переданы ФГИУ в качестве взноса в уставный фонд ЗАО "Северодонецкое объединение "Азот". При этом имущество СГПП было оценено примерно в $80 млн, хотя его чистая прибыль только за прошлый год составила $40 млн. Реально же, по оценкам участников рынка, северодонецкий "Азот" может приносить более $100 млн прибыли в год.

Разумеется, продавать завод, не имеющий производственных активов, бессмысленно, поэтому, следуя логике заявления премьера, госпредприятию должен быть возвращен его имущественный комплекс. Эти слова совпадают с решением Печерского суда, в соответствии с которым ЗАО "Северодонецкое объединение "Азот" должно вернуть имущественный химический комплекс СГПП "Объединение "Азот", за которым закрепляется право собственности на все имущество, внесенное Фондом госимущества в уставный фонд ЗАО. При этом регистрация американо-ФГИшного ЗАО должна быть отменена.

Исходя из того, что перед новой властью стоит титаническая задача по наполнению государственного бюджета, именно корпоратизация и продажа "Азота" как целостного химического комплекса, а не создание совместных предприятий, от которых государство не получает почти ничего, являются наиболее логичным вариантом развития событий. При этом вряд ли кто-то будет мешать Алексу Ровту стать полноправным владельцем химического гиганта в конкуренции с другими участниками рынка на открытом конкурсе. Среди них наверняка захочет оказаться и группа "Финансы и Кредит", по иску аффилированной с которой компании "Луганскоблэнерго" Печерский суд, собственно, и принял судьбоносное для г-на Ровта решение.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua