• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Бунт молочников

Реклама на dsnews.ua

Дефицит молока, на который жаловались производители, грозит обернуться его переизбытком. В этом году свободного сырья на рынке на 25% больше, чем в прошлом, что уже привело к падению закупочных цен на него. Селяне таким поворотом событий недовольны — в некоторых областях они просто отказываются работать с заводами. Если ситуация не разрешится в ближайшее время, забастовка молочников может приобрести национальные масштабы.

На молочном рынке зреет очередной кризис. Фермерам и переработчикам все сложнее договариваться об уровне закупочных цен. Сейчас некоторые предприятия предлагают поставщикам не более 40–60 коп./л, тогда как рекомендованная Министерством АПК цена составляет 1,2 грн./л. В отдельных регионах противостояние достигло точки кипения. К примеру, на Волыни крестьяне провели предупредительную забастовку. Поставщики из Рожищенского, Луцкого и Киверцовского районов отказались сдавать продукцию, требуя, чтобы цену на сырье повысили до 1 грн./л. Схожая ситуация наблюдается в Сумской области. Снижение закупочных цен на молоко вызвало бурю недовольства у местных фермеров. При посредничестве властей все-таки была достигнута договоренность о том, что до августа стоимость молока не опустится ниже 87 коп./л с возможностью дальнейшего повышения до 1 грн./л. Сумские селяне обвиняют переработчиков в монопольном сговоре. Однако заместитель директора ДП "Милкиленд-Украина" Любовь Журавская считает, что закупочная цена формируется рынком. "Если доля сырья в себестоимости продукта превышает 50%, то производитель может разве что сводить концы с концами, а не полноценно развиваться. Мы работаем не только в Сумской области, но и в других регионах, и там закупочные цены значительно ниже. Во Львовской и Хмельницкой областях, например, закупочная цена литра молока составляет 66–68 копеек", — говорит она. "Молочные волнения" вскоре могут охватить всю страну. Отчасти их причины носят сезонный характер — с апреля количество "свободного" молока на рынке начало увеличиваться, а потребности переработки, по сути, остались прежними. Свою роль сыграло и увеличение поголовья молочного стада в стране. За прошлый год динамика составила порядка 10–12%, а в некоторых регионах производство молока увеличилось на 25%.

Председатель правления Национальной ассоциации молочников Украины Василий Бондаренко утверждает, что недопонимания между предприятиями и крупными хозяйствами нет — последним переработчики готовы платить по 1,1–1,2 грн./л. Недовольны закупочными ценами исключительно частники, которым заводы предлагают максимум 80 коп./л. Если учесть долю посредников, то на руки селяне получают еще меньше — порядка 60 коп./л. Такую разницу в цене объясняют плохим качеством молока, которое поставляют частники. "Если хозяйства привозят охлажденное и очищенное сырье, то бабушки сдают бактериально загрязненное, с низким содержанием белка и жира. При норме 100–300 тыс. микроорганизмов на 1 мл молока, 45% поступающего на заводы сырья содержит 3 млн микроорганизмов на 1 мл. Предприятию приходится обрабатывать такое сырье, а это дополнительные затраты. С учетом обработки молоко от частников обходится заводам в те же 1,2 грн./л. Так что платить больше они вряд ли смогут", — уверен Василий Бондаренко. Директор по маркетингу компании "Укрпродукт Групп" (житомирское ОАО "Молочник", ДП "Староконстантиновский молокозавод" в Хмельницкой обл.) Андрей Лукьяненко говорит, что прием молока у населения — более хлопотный процесс, чем работа с хозяйствами, — машину приходится гонять по три раза в день по разным маршрутам, что, учитывая удорожание бензина, стоит недешево. В то же время г-н Лукьяненко не исключает, что претензии селян в некоторых случаях обоснованны. "Если крупные предприятия по крайней мере вовремя платят, то небольшие задерживают платежи и максимально снижают цены", — говорит он. Общепринятой практикой стало и намеренное занижение заводами показателей по жирности и белку молока, что тоже позволяет им сэкономить как минимум 5–10 коп./л.

Пока переработчики не видят серьезной угрозы своему бизнесу со стороны строптивых поставщиков. Поскольку молоко — товар скоропортящийся, а большинство частников, работающих с заводами, живут исключительно за счет полученных за него денег, бастовать они могут не более 2–3 дней. Тем не менее Василий Бондаренко считает, что переработчики недооценивают роль частников на этом рынке. "Сейчас 67% молока поставляют именно частные хозяйства. Без их продукции отечественная молочная промышленность не сможет обойтись еще долгое время", — уверен он.

Чтобы "укротить" производителей, селянам нужна сущая мелочь — организованность и скоординированность действий. Помочь им могут отраслевые ассоциации, как это и было на Волыни. Теоретически подобные споры должны решать согласовательные комиссии, которые, согласно Закону "О молоке", созданы в каждой области. В них входят представители производителей, селяне, посредники, которые и должны договариваться о приемлемых для всех сторон ценах. "Но пока от них толку мало. Единственное, что они делают, — это что-то рекомендуют", — рассказывает г-н Бондаренко. По его словам, Ассоциация молочников обращалась в Минфин за дотацией для селян, что могло бы стабилизировать ситуацию. Ведь согласно тому же Закону "О молоке", если какой-то из сторон не удается работать с минимальной рентабельностью, она имеет право на дотацию от государства. В нынешнем случае такая сторона — это фермер. Ведь его затраты действительно выросли, в то время как закупочные цены упали. Но Минфин отказался дотировать селян, сославшись на то, что в середине года не сможет найти незапланированные в бюджете средства. Так что получить компенсацию селяне смогут не ранее следующего года. До этого времени у фермеров остается единственный способ повысить свои доходы — брать измором производителей.

    Реклама на dsnews.ua