• USD 39
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Николай Томенко: "Если я приму решение уйти из Кабмина — это будет заявление об отставке, а не предмет для дискуссии"

Реклама на dsnews.ua

Чем ближе старт новой предвыборной кампании, тем очевиднее зависимость эффективности работы правительства от взаимопонимания внутри самого Кабмина. Команда Юлии Тимошенко, чей состав подбирался с учетом интересов различных политических сил, с первых дней кроме решения задач, продиктованных программой правительства, вынуждена преодолевать внутренние конфликты. О перспективах работы правительства в условиях приближающихся выборов в парламент  "ДС" говорила с вице-премьером по гуманитарным и социальным вопросам и заместителем главы партии "Наша Украина" Николаем Томенко.

— Николай Владимирович, удалось ли правительству переломить отношение к проблемам гуманитарной сферы как второстепенным?

— Удалось. Первое, с чего мы начали, была заработная плата людей, работающих в гуманитарной сфере: в образовании, науке, культуре и медицине. Уровень их доходов фантастически отставал от средней зарплаты в промышленности. То, что до конца года в этой сфере средний рост жалованья будет составлять 57%, — это важный момент. Кроме того, правительство реализует и другие социальные программы, в которых увеличивает соцвыплаты в 5–8 раз. Мы построили свою работу таким образом, чтобы у нас 2005-й — не избирательный год — был годом качественного прорыва в вопросе социальных выплат, а 2006-й будет годом большего компромисса между социальным характером бюджета и экономикой развития. В этом смысле нас трудно будет обвинять, что мы работаем на выборы. Вторым шагом стала условная инвентаризация того, что нам осталось в нашей сфере от предшественников. Например, сегодня мы пересматриваем ситуацию в образовании. Минобразования отобрало уже 70 лицензий у несуществующих филиалов вузов или у филиалов, где практически нет никакой базы и преподавателей. То есть там фактически за деньги выдавали дипломы.

— Каков нынче, на ваш взгляд, уровень взаимопонимания в правительстве, можно ли с прежним оптимизмом назвать его единой командой?

— Конечно, легче было бы создать правительство, условно говоря, Ющенко–Тимошенко, чтобы они вдвоем согласовали список тех людей, которые по определению являются одной командой. Но был принят другой подход, и он имеет свои плюсы и минусы. Мы реально работаем в коалиционном правительстве, понятно, что существуют и идеологические, и программные противоречия, есть более либеральная и более социально ориентированная часть правительства, более патерналистская и более рыночная. И при принятии решений, особенно в части дотаций и преференций какой-то отрасли, возникает противостояние. Я не думаю, что это самое страшное: главная проблема нашего Кабмина в том, что дискуссия, происходившая на заседании правительства, становится общественной. Когда, допустим, мы приняли решение, это должна быть позиция всего правительства, и мы ее должны отстаивать. А у нас, к сожалению, этого не получается. Поэтому в смысле стратегии мы — единая команда, но по тактическим вопросам, связанным с тем, как действовать в каждой конкретной ситуации, чувствуется, что все-таки это коалиция, а не единая команда.

— Призыв партии "Наша Украина", обоих Рухов и "Батьківщини" к объединению был услышан в Народном союзе "Наша Украина"?

— Сегодня все упирается в логику понимания формирования команды, а в данном случае — и партийного списка, и не только в ВР, но и в органах местного самоуправления. Существует два подхода. Один — публичный и открытый, политический, и второй — бизнесово-закрытый. Дискуссия идет именно о них. Если не будет взят за основу открытый демократический подход при формировании предвыборного списка, естественно, будут вопросы у многих политических партий: стоит ли снова играть в ситуацию, когда ограниченный круг политиков, а среди них группа не самых бедных в нашей стране людей, будут составлять партийный список, и посему возникнет то обстоятельство, что снова не выполняется ключевой тезис Президента о разделении политики и бизнеса. Я сторонник единого списка Ющенко–Тимошенко, при условии, что он будет формироваться совместными усилиями на единых прозрачных принципах. У меня есть свое понимание данного блока: я в этом списке вижу все политические партии, которые были в блоке "Наша Украина" и в БЮТ, — это была наша общая команда во время президентской кампании. Мне сложно представить там бывшую Аграрную партию, партию "Єдність" и другие политические силы, которые так и не отменяли своих решений о поддержке Виктора Януковича. Они имеют право на изменение своей точки зрения, но они никогда не были органичными в команде Ющенко–Тимошенко. Аграрная партия имеет достаточно авторитетного лидера, которым является Владимир Литвин, бывший одним из архитекторов команды Леонида Кучмы, — он имеет достаточно шансов и возможностей сам конкурировать на выборах. В силу определенных идеологических отличий Александр Мороз тоже будет позиционироваться как самостоятельная политическая сила.

Реклама на dsnews.ua

— Каковы на сегодняшний момент шансы, что такой единый блок Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко все-таки будет создан?

— Шансы довольно большие, но и тут существуют два подхода. Одна крайность — это создание мегаблока, в который войдут социалисты, партия Литвина и т. д. Шансов появления такого блока не-много: существуют объективные причины, почему он не должен возникнуть. Это наименее вероятный вариант. Средняя вероятность, что все идут отдельно. И наиболее вероятный — это создание единого списка в системе координат вокруг блока Виктора Ющенко и блока Юлии Тимошенко.

— Заявления о том, что вас вместе с вашими однопартийцами по экс-ПРП пытаются "выдавить из правительства", сохранили свою актуальность?

— И Сергей Терехин, и Виктор Пинзеник уже ощутили на себе давление сил, недовольных рядом решений, к примеру, жесткой позицией министра финансов в отношении свободных экономических зон или льгот для страхового бизнеса. Также многим политикам не нравится публичный и открытый характер обсуждения механизмов принятия решений. Кроме того, мы слишком долго были в оппозиции, чтобы не говорить об ошибках власти. Есть ошибки новой власти, но они персонифицированы. Нужно не просто говорить, что вот, мол, ошибается большая команда. Есть, скажем, конкретный председатель областной администрации, есть конкретный чиновник, который делает ошибки. По поводу обновления правительства я думаю, что вопрос обострится уже в сентябре, потому что все прекрасно понимают, что нахождение в Кабмине представителей тех или иных партий прямо связано с избирательной кампанией. Я считаю, что избирательная кампания не будет кампанией обсуждения стратегии развития Украины, это будет кампания обсуждения, как работать правительству и, собственно, состава нового народного правительства.

— Не было искушения последовать за Романом Безсмертным и подать в отставку?

— Я как человек, который воспитывался в системе конкретных решений, знаю, что такое идти в отставку. Я был одним из тех, кто первым ушел в отставку, когда началась акция "Украина без Кучмы". Поэтому если я приму решение уйти из Кабинета министров — это будет отставка. Я не буду это делать предметом дискуссии. Пока же я считаю, что у правительства, при активной работе премьер-министра Юлии Тимошенко и нашей команды, есть возможность выполнять и программу Президента, и программу Кабмина.

Беседовал Олег Полищук

    Реклама на dsnews.ua