• USD 39
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

С Ираком уже договорились

Реклама на dsnews.ua

Кабинет Министров на минувшей неделе обнародовал детали утвержденной 21 июля Программы развития долгосрочного сотрудничества Украины и Республики Ирак. Киев впервые смог системно подойти к решению этой задачи. По словам премьера Юлии Тимошенко, документ уже подкреплен соответствующими дипломатическими договоренностями и является полновесной директивой правительства.

Кабмин намерен сосредоточить украинско-иракскую кооперацию на нескольких направлениях: поддержка участия отечественных компаний в восстановлении Ирака, расширение нашего экспорта, а также реализация гуманитарных и образовательных проектов в этой стране, в том числе — подготовка за счет украинской стороны иракских военных и гражданских специалистов. Наиболее весомой частью программы является ее энергетический блок. Он предусматривает развитие сотрудничества по трем линиям — участие наших предприятий в разработке иракских месторождений нефти и газа, транспортировка иракских энергоносителей в Европу с использованием транзитных возможностей Украины, а также экспорт электроэнергии из нашего государства в Ирак.

Из-за специфических взаимоотношений между экс-президентом Леонидом Кучмой и администрацией США в 2000–2004 гг. украинско-иракское сотрудничество в энергетической сфере было намного более узким, основное внимание тогда уделялось партнерству в военно-технической области. Правда, при режиме Саддама Хусейна Киев все же пытался работать с иракской нефтью, но очень оригинальным способом. Так, в ходе участия НАК "Нафтогаз України" в программе ООН "Нефть в обмен на продовольствие" в 2001–2002 гг. в Ираке было приобретено две партии нефти общим объемом около 1 млн т. Однако ни одна тонна этого сырья до Украины так и не дошла.

В нынешней программе сотрудничества подобных полупрозрачных нефтяных схем не предусмотрено. Правительство обязало Минтопэнерго до конца августа завершить детальное технико-экономическое обоснование контракта на закупку иракской нефти и транспортирования ее по новому для нас маршруту: Киркук (Ирак)—Трабзон (Турция)—Одесса—Броды—Чехия. А МИД, Минтопэнерго Украины и НАК "Нафтогаз України" до конца лета должны проверить состояние трубопроводных и портовых коммуникаций на этом маршруте. После этого на протяжении сентября правительство взялось завершить переговоры с Турцией о сроках реализации двух проектов — строительства нефтепровода от границы с Ираком до турецкого порта Трабзон и Трабзонского нефтяного терминала.

Тем самым Кабмин попытался реанимировать с треском проваленное Киевом в 1997–1998 гг. межгосударственное украинско-турецкое соглашение о сооружении нефтепровода Джейхан–Самсун мощностью 25 млн т нефти в год. Проект был похоронен из-за активного противодействия со стороны российской нефтекомпании "Оил Синтез" и ее лоббистов в тогдашнем правительстве Валерия Пустовойтенко. Указанный российский инвестор контролировал нефтегавань Одессы, а потому не был заинтересован ни в строительстве в рамках упомянутого проекта нового украинского нефтетерминала Южный, ни в появлении на нем иракской нефти. Тогда парламент ратифицировал соответствующий договор с Турцией, исключив из него важнейшие положения о предоставлении под проект государственных гарантий (хотя Анкара таковые предоставила). Такой вариант явно не устраивал турков, а потому о дальнейшем продвижении проекта можно было забыть.

Нынешнее соглашение о сотрудничестве между Украиной и Ираком также предусматривает строительство нефтепровода на территории Турции (правда, по несколько другому маршруту — Ирак–Трабзон), а также оговаривает предоставление госгарантий реализации этого проекта. Гарантийные перспективы украинско-иракской программы делают проект Ирак–Трабзон полным аналогом проваленного Джейхан–Самсун, только с одной разницей — против последнего боролись высокопоставленные эмиссары российской "Ойл Синтез", против нынешнего проекта будут протестовать чиновники, спонсируемые российско-кипрскими оффшорами Collide Ltd. и Skilton Ltd. Они оперируют мощностями нефтепровода Одесса–Броды и активно противодействуют увеличению транзита через Украину нероссийских сортов нефти. Об их возможностях говорит хотя бы тот факт, что летом прошлого года тогдашний вице-премьер по ТЭК Андрей Клюев под предлогом запрета со стороны президента Леонида Кучмы отказался выносить на рассмотрение Кабинета Министров предложения европейских компаний по транзиту через территорию Украины нероссийских сортов нефти. В числе проигнорированных тода Киевом оказались шведская Baltic Petroleum Ltd. и консорциум Shell Ceska Rafinerska Mero.

В новом правительстве сторонниками российско-кипрских оффшоров неожиданно стали секретарь СНБО Петр Порошенко и первый вице-премьер Анатолий Кинах. Они не раз высказывались в поддержку "прагматичного" подхода экс-президента оносительно ввоза в Украину нероссийских сортов нефти. Очевидно, дабы нейтрализовать угрозу принесения украинско-иракской программы в жертву этим и прочим "прагматикам", правительство Юлии Тимошенко заложило в документ несколько весьма интересных пунктов — речь в них идет не только о транзите, успех которого трудно просчитать, а о внутреннем потреблении страной иракской нефти. В частности, согласно документу Кабинет Министров в сентябре рассмотрит предложения по государственным закупкам нефти в Ираке и варианты ее переработки на территории Украины. В программе указывается, что при этом будут учитываться уровень технической готовности украинских НПЗ к переработке нефти иракских сортов и стоимость перепрофилирования их мощностей на работу с указанным сырьем.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua