• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Реформа подкралась незаметно

Реклама на dsnews.ua

С окончанием летних отпусков заканчивается срок, отведенный Президентом силовикам на последней совместной коллегии для исправления многочисленных ошибок. Времени было предоставлено мало, так что новое недовольство Виктора Ющенко практически гарантировано. Тяжело прогнозировать, станет ли результатом президентского гнева серия отставок силовиков. Но то, что правоохранителей ожидают глобальная перестройка и новый виток борьбы с коррупцией, уже очевидно.

Пискун сделал свое дело
Святослав Пискун, безусловно, сделал выводы из своего предыдущего генпрокурорства. Хотя при нем "театр" из здания на Резницкой не уехал, зато славу его главного режиссера Святослав Михайлович, помня, что именно за это его уволил в 2003 г. Леонид Кучма, на этот раз себе не присваивал. Впрочем, такая осторожность не стала для генерала залогом спокойного пребывания на должности. Более того, в последнее время Генпрокуратура оказалась центральным объектом нападок со всех сторон. Поводов для критики ГПУ и ее руководителя хоть отбавляй: при всей видимой активности прокуроров ни одно резонансное дело до сих пор не доведено до конца. Дела Гонгадзе, Колесникова, ЦИК и транзитного сервера, сепаратистов, злоупотреблений ряда экс-губернаторов — это далеко не полный перечень если не провалов, то, по крайней мере, достижений, которыми вряд ли можно похвастаться. Тяжело заподозрить работников Генпрокуратуры в непрофессионализме, поэтому вывод, что все делается неспроста, напрашивается сам собой. Другой вопрос — тормозятся ли резонансные следствия с подачи самого генерального либо же его подчиненными?

То, с какой легкостью Святослав Михайлович в последние недели президентства Леонида Кучмы вернул себе кресло и прочно закрепился в нем при новой власти, доказывало всю компромиссность его фигуры в глазах как бывших, так и нынешних хозяев Печерских холмов. С самого начала было ясно: г-н Пискун — Генпрокурор переходного периода, который, похоже, с окончанием летних отпусков заканчивается. За очевидные промахи ГПУ Виктор Ющенко сейчас вполне может отправить его в отставку, ему это позволяет Конституция, и вряд ли Генпрокурору вторично удастся обжаловать увольнение в суде. С другой стороны, в таком случае Президента ждет томительный поиск новой кандидатуры, устраивающей большинство депутатов парламента, а довольствоваться работой и. о. Генпрокурора в предвыборный период — дело рискованное.

Бюро или комитет?
У власти в запасе есть вариант, не требующий лишних мук и более перспективный на будущее. Идея в том, чтобы передать досудебное следствие по особо важным делам из прокуратуры (что было бы вполне конституционно, т. к., согласно ст. 121 Основного Закона, в ее функциях досудебного следствия быть не должно, они сохранены в переходных положениях до соответствующих изменений законодательства) в ведение нового специального органа. Ведя публичный спор с Владимиром Стретовичем, который в глазах обывателей выглядит как борьба за генпрокурорский портфель, Святослав Пискун прекрасно отдает себе отчет, что глава комитета ВР по борьбе с оргпреступностью и коррупцией — ему не конкурент, так как готовится к совсем другой должности. Хотя успокаивать себя заявлениями, что, мол, в отставку я не собираюсь, г-ну Пискуну все же не стоит. Желающие занять место главного в ГПУ, даже лишенной следствия, зато с функциями надзора и представления интересов государства в суде, всегда найдутся.

Именно "нашеукраинец" г-н Стретович вместе со своим коллегой по фракции Виктором Королем, согласно президентскому распоряжению, вот уже пять месяцев возглавляет рабочую группу по разработке концепции создания и организации деятельности Национального бюро расследований Украины. Самой идее НБР уже 11 лет, а в 1997 г. структура даже было создана, и ее директором Леонид Кучма тогда назначил Василия Дурдинца. Изначально планировалось создавать бюро на основе подразделений МВД и СБУ (УБОП и управления "К") с привлечением следователей Генпрокуратуры. Новому элитному органу предусматривалось передать широкие полномочия по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти, организованной преступностью и злоупотреблениями в силовых ведомствах. Но работа НБР тогда не заладилась, прежде всего, из-за противостояния силовиков, которые не смогли поделить влияние на НБР, к тому же соответствующий закон не одобрила Верховная Рада.

Сегодняшний момент для создания бюро довольно удачный. Кроме завязшей в сложных делах Генпрокуратуры, с задачами, поставленными Президентом (например, о ликвидации организованной преступности до нового года), не справится и МВД. Тогда Виктор Ющенко будет иметь все основания без проволочек форсировать процесс создания НБР, которое, возможно, станет называться иначе — Следственный комитет. Если на Банковой решат, что принятие закона о бюро расследований в парламенте может сорваться, жизнь Следственному комитету будет дана президентским указом. Не исключено, что комитет может быть образован уже на ближайшем заседании СНБО, на которое запланировано рассмотрение вопроса реформирования правоохранительных органов.

Борьба за "оранжевые береты"
Идею НБР в среде новой власти еще в феврале реанимировала Юлия Тимошенко. Тогда премьер заявила, что бюро целесообразно создать на базе СБУ, выделив из нее разведку. Видимо, Юлия Владимировна предполагала, что новый орган возглавит ее соратник Александр Турчинов. Именно шеф СБУ объявил в мае, что новый проект о НБР, разработанный СБУ, МВД и ГПУ, уже передан в парламент. Но этот законопроект почему-то до сих пор не зарегистрирован в ВР. Последнее заявление секретаря СНБО Петра Порошенко о том, что силовики не хотят реформироваться, чем угрожают национальной безопасности, показало, что борьба на этом направлении ведется нешуточная. Резко отреагировали на выпад Петра Алексеевича ведомство г-на Турчинова и Генпрокуратура во главе с висящим на волоске Святославом Пискуном. А вот МВД промолчало.

Реклама на dsnews.ua

В расстановку сил вокруг НБР, похоже, вмешался Президент, решивший, что ведомство, которому, по логике, будут переданы все резонансные дела, сможет работать на PR всей команды, а не какой-то одной из провластных групп. То, что Виктор Ющенко склоняется к тому, чтобы "оранжевые береты" возглавил именно г-н Стретович, равноудаленный и от премьера, и от секретаря СНБО, зато близкий лично ему, выглядит вполне логично. В такой ситуации шансов претендовать на бюро у Турчинова и соратника Порошенко Виктора Короля осталось немного.

Подразделение, состоящее из нескольких сотен профессиональных следователей (если его все-таки создадут), будет призвано играть важную роль в предвыборной кампании. С одной стороны, НБР должно обеспечить успешное расследование преступлений прошлых лет, имеющих особый резонанс в обществе, тем самым оправдать ожидания электората и укрепить рейтинг власти. С другой — "оранжевые береты", обладая особыми полномочиями, скажем, расширенными правами на обыск, смогут попортить нервы политическим оппонентам власти и их спонсорам.

    Реклама на dsnews.ua