• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

НЗФ отложили. Дальнейшее затягивание дела о реприватизации предприятия может сделать почти невозможным его возврат государству

Реклама на dsnews.ua

Прошлая неделя выдалась для Никопольского завода ферросплавов по-настоящему ударной. В минувший вторник свой вердикт относительно законности приватизации объекта должен был вынести Высший хозяйственный суд. Но он перенес на 25 августа рассмотрение данного дела. Такое развитие событий должно огорчить государство, поскольку претензии российских олигархов на НЗФ с каждым днем становятся все более серьезными.

Накануне решения суда наблюдательный совет завода сменил его руководство. Вместо Виктора Чернявского исполняющим обязанности председателя правления НЗФ стал Анатолий Нероба. Вполне заурядное, на первый взгляд, назначение временного руководителя на период отсутствия постоянного (председатель правления — генеральный директор НЗФ Владимир Куцин с июля находится в отпуске, а исполнять его обязанности НС поручил сначала г-ну Чернявскому, а затем — г-ну Неробе) при более подробном рассмотрении вызывает немалый интерес. По данным "Українських Новин", работающий заместителем председателя правления НЗФ Анатолий Нероба до перехода на это предприятие возглавлял управление департамента по производственно-технической политике российского "ЕвразХолдинга". Предыдущее место работы нового и. о. главы правления НЗФ заставило наблюдателей в очередной раз вспомнить о возможности продажи НЗФ "Интерпайпом" российским магнатам. Как сообщала "ДС", в июне крупнейшие акционеры российских компаний "Ренова" и "ЕвразХолдинг" договорились создать совместное предприятие, которое должно купить у аффилированных с корпорацией "Интерпайп" компаний 73% акций НЗФ.

Вообще вся эта история с возможной продажей Никопольского завода ферросплавов производит довольно странное впечатление. Если оставить за кадром стремление государства вернуть себе акции предприятия, которые прежняя власть задешево и без конкуренции продала "Интерпайпу", то привлечение российских партнеров выглядит вполне логичным. Во-первых, Виктор Пинчук давно и тесно сотрудничает в Украине с одним из фигурантов возможной сделки — Виктором Вексельбергом (совладелец "Реновы") — на Запорожском алюминиевом комбинате. Во-вторых, привлечение россиян еще несколько месяцев назад эксперты считали довольно эффективным методом защиты НЗФ от реприватизации — таким образом, конфликт Виктора Пинчука с государством автоматически становился международным. Но вся эта логика, если "вернуться на землю" и вспомнить о судебных разбирательствах относительно законности приватизации НЗФ, становится чисто гипотетической. В такой ситуации поведение возможных покупателей спорного объекта может объясняться либо незнанием, либо наличием неких договоренностей с украинской властью. В то, что российские миллиардеры не знают, что происходит в Украине, верится с большим трудом. Наличие же неких договоренностей между магнатами и нашей властью также вызывает определенные сомнения: слишком много высшее руководство страны говорило о том, что НЗФ продан несправедливо, поэтому его нужно вернуть государству, а затем выставить на новый прозрачный конкурс.

В общем, понять что-то в кулуарной возне вокруг НЗФ довольно сложно. Зато очевидно, что в случае с реприватизацией этого завода власть уже традиционно загнала себя в глухой угол. Слишком много государственные мужи и дамы говорили о несправедливой продаже этого предприятия и слишком много рассуждали о том, на что можно будет потратить деньги от его повторной продажи. Премьер-министр Юлия Тимошенко на прошлой неделе даже успела сказать, что полученные от повторной продажи НЗФ 3–5 млрд грн. государство направит на развитие образования. Да и остальные высшие чиновники прогнозируют перспективы судебных разбирательств относительно реприватизации завода со сдержанным оптимизмом. А как показывает опыт "Криворожстали", если представители власти излучают оптимизм, то на повторный конкурс объект точно пойдет. Тем более что в случае с НЗФ поводов для удовлетворения судебных исков даже больше, чем в случае с "Криворожсталью". Претендентов на "Криворожсталь" ограничили только теми, кто ежегодно выпускал не менее миллиона тонн кокса в Украине в течение трех лет. То есть чисто теоретически любой из потенциальных участников мог бы вступить в альянс с одной из украинских бизнес-групп, которые владеют коксохимическими производствами. А таковых, за исключением вступившей в альянс с Виктором Пинчуком донецкой СКМ, можно насчитать как минимум две: "Приват" и концерн "Энерго". А вот от конкурса по продаже НЗФ отсекали более жестко. ФГИУ ограничил состав участников конкурса теми, кто в течение нескольких лет управлял производством ферросплавов в объемах, соизмеримых с НЗФ. Соответствовать таким условиям, кроме "Интерпайпа", который на момент проведения конкурса управлял никопольским заводом, в Украине не мог никто. Потенциальных конкурентов у Виктора Пинчука не было даже за рубежом: НЗФ — второй в мире производитель марганцевых ферросплавов.

Вероятно, поэтому представители Кабмина и говорят о своих прочных позициях в суде. Вот только, как показывает развитие событий, государству нужно спешить — чем дольше будут затягиваться разбирательства, тем больше шансов на то, что НЗФ таки продадут россиянам. Тогда правительство будет втянуто в очередной длительный судебный процесс.

    Реклама на dsnews.ua