• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Государству не нравятся мелкие акционеры

Реклама на dsnews.ua

В ближайшее время правительство утвердит комплекс мер, направленных на стимулирование скупки акций у мелких акционеров руководителями АО. Об этом сообщил начальник Главного управления экономической политики Администрации Президента Павел Гайдуцкий. По его мнению, сама форма управления предприятиями в форме акционерных обществ в Украине сейчас неэффективна и существенно тормозит рост ВВП. Павел Гайдуцкий прокомментировал для "ДС" изменение государственной политики в сфере корпоративного управления.

Почему вы считаете концентрацию акций АО у крупных собственников более эффективной?
— Статистика показывает, что корпоративное управление через ОАО является экономически менее эффективным, чем просто частное. В акционерных обществах, как правило, размыта ответственность за финансовые результаты компании. У нас есть целые секторы экономики, где распыление собственности между работниками предприятий достигло гипертрофированных размеров. Некоторые мясокомбинаты, например, имеют десятки тысяч акционеров, которые ни сном ни духом не слышали, что они имеют право голоса. Трагедия в том, что именно из-за этого мясокомбинаты закрываются. Многих из них уже нет.
Еще хуже, если наряду с распылением собственности свою долю акций имеет государство. Это только дополняет негатив, связанный с безответственностью. Половина украинских ОАО убыточна. Причем довольно продолжительное время. Это говорит о том, что эти убытки фиктивны. Если бы они были реальны, то уже должно было бы наступить реальное банкротство. Но поскольку такие компании годами убыточны и не банкротятся, это свидетельствует о тенизации финансовой деятельности. Среди предприятий, в которых есть государственная доля, почти 70% убыточны.

Почему же угроза распыления акций становится очевидной для государства лишь сейчас?
— В начале 90-х мы все были хорошо знакомы с колхозным управлением. Все жили колхозным коллективизмом. Я уже не говорю, что много государственных деятелей были выходцами из среды колхозного управления, включая председателей Верховной Рады, которые принимали решения. Им очень импонировали такие схемы корпоративного управления. Когда им рассказывали, что такое акционерное общество, они охали: "Так это ж колхоз, нормально, годится!". Потому такая форма получила благоприятную почву, быстро была посеяна и проросла. В результате мы имеем гипертрофированный урожай в виде деформированных схем корпоративного управления.

Как именно планируется бороться с распылением собственности в компаниях?
— Нужно стимулировать скупку акций крупными акционерами у мелких. Для этого пора организовать прозрачный вторичный рынок. К сожалению, скупка ценных бумаг идет в основном на непрозрачном рынке. И здесь теряют обе стороны: и кто продает, и кто покупает. Продающие терпят убытки, потому что цена их акций на непрозрачном рынке занижается покупателями, которые, как правило, "больше в теме". Ну а над покупателями висит угроза, что они делают что-то не совсем законное. Ведь приобретают через фиктивные фирмы. Нужно организовать процесс так, чтобы сделать его открытым, что дало бы твердый правовой статус новым собственникам акций. Это в интересах государства стимулировать такую концентрацию акций на прозрачном рынке, вывести эти операции из тени. Кроме того, нужно утверждать законы, которые бы очертили полномочия наблюдательного совета АО и сформировали защитные механизмы для акционеров. Но, с другой стороны, нельзя возводить этих акционеров в абсолют. Чтобы не потерять возможность повысить эффективность работы предприятия. Если поставить во главу угла интересы тысяч акционеров и, скажем, обязать предприятие выплачивать им прибыль на диведенды, то на инвестиционном развитии этой компании можно ставить точку. Никакой эффективный менеджер не пойдет работать в такую фирму.

Вы сказали о необходимости стимулировать вторичный рынок. Но на прошлой неделе правительство отказалось выставить на него 6% акций "Укртелекома", оставшихся от льготной подписки. А перед этим часть акций была распределена между работниками этой компании.
— Я не знаю всех последних нюансов по "Укртелекому", но эта проблема типична. Конечно же, такая распыленность не нужна. Какое влияние мелкие акционеры оказывают на работу компании? Практически никакого. А если такая компания еще и имеет приставку "государственная", то это влияет на ответственность руководства.

Планируются ли дополнительные проверки эффективности работы АО прежде, чем принимать какие-то документы?
— Уже сейчас, по статистике, на 90% АО выявлены нарушения прав акционеров. О чем это говорит? Мы создали уникальную систему, которая в свое время стала удобной для отдельной категории людей с перенасыщенной социалистической ментальностью. И здесь я бы привел аналогию с теми же колхозами. Кому в них жить было хорошо? Председателю. Ну, может, еще завскладом и товароведу. Причем они это делали так, что никто об этом не догадывался. Куда идут финансы, продукция, знали два-три человека. Хотя в колхозе было две-три тысячи членов, и все они имели право голоса, что записано в уставе. Не напоминает ли это нынешнее акционерное общество, в котором руководитель знает, что у него три тысячи равнодушных акционеров, которые получили бумаги в результате сертификатной приватизации или эмиссии акций трастами. Ему остается два выхода: или скупить акции, чтобы стать реальным собственником, или думать, как создать частный капитал теневыми схемами. И там и там —психология временщика. Если не сказать жестче — психология рвача. Может ли предприятие в таком случае работать эффективно? Вряд ли.

    Реклама на dsnews.ua