• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Shell послали на шельф. Украина предложила крупнейшей нефтекомпании ЕС вступить в большую геополитическую игру

Реклама на dsnews.ua

На минувшей неделе в Лондоне Виктор Ющенко провел встречу с исполнительным директором корпорации Shell Inc. Малкольмом Бриндедом. Судя по озвученным итогам переговоров, общение нашего Президента с руководителем добывающего звена третьей в мире нефтегазовой корпорации было похоже на разговор немого с глухим — британцы напомнили Виктору Ющенко о проблемах с землеотводом под реализацию уже подписанного соглашения, тот в свою очередь предложил им заняться новым проектом.

Первое соглашение между Shell Exploration ВР и НАК "Нафтогаз України" было заключено в мае этого года. Тогда стороны договорились о сотрудничестве в области технических исследований по разведке и добыче углеводородов в зоне взаимных интересов в пределах Днепровско-Донецкой впадины. В эту зону попал участок Харьковской и Полтавской областей общей площадью 30 тыс. кв. км. "Наша корпорация готова инвестировать в данный проект по разработке месторождений газа от $50 млн до 100 млн в год с возможностью дальнейшего увеличения финансирования, если разработки окажутся успешными. Для этого сейчас есть все необходимые условия, но Shell нужно получить разрешения на эксплуатацию земельных участков", — сообщил Малкольм Бриндед.

Этот украинский регион заинтересовал Shell и ее дочернюю компанию Pecten еще в середине 90-х годов. Но тогда им, как и британской Exploration ВР, так и не удалось добиться от Киева права на изучение Днепровско-Донецкой впадины, на территории которой находятся достаточно крупные Юльевское и Островерховское месторождения газа (Харьковская обл.). Они были главной ставкой в тогдашней масштабной игре Shell вокруг вышеуказанной впадины, поскольку обладают подтвержденными суммарными запасами более 50 млрд куб. м газа. Добиться права на эти месторождения тогда британцы не смогли. Зато в минувшем году в разгар предвыборной кампании лицензии на освоение Островерховского месторождения были выданы ряду украинских частных компаний, близких к тогдашнему руководству НАК "Нафтогаз України". Это обстоятельство еще больше задело британцев, и к маю они смогли добиться желаемого, но снова споткнулись — в этот раз о земельный вопрос, поскольку ряд сельсоветов наотрез отказались отводить землю, прилегающую к вышеуказанным, уже полностью "чужым" для британцев, месторождениям.

Но, судя по всему, Киев не очень переживает по этому поводу. Реагируя на заявление г-на Бриндеда о проблемах с отводом земель, наш Президент пообещал провести межведомственное заседание для изучения проблем, обнаружившихся в проекте с Shell. И тут же постарался отвлечь британцев от прозаических проблем с реальными украинскими сухопутными ресурсами, подтолкнув их к менее реальным, но очень масштабным морским проектам. "На сегодня мы остаемся единственным государством на Черном море, которое не проводит разведку морской акватории на глубине более 2,5–3 тысяч метров и теряет из-за этого огромное количество энергоресурсов", — заявил Президент. Та же Румыния в 90-х годах смогла привлечь к освоению своих глубоководных месторождений Лебедь и Рапсодия британскую корпорацию Ramco и австрийскую OMV. С конца минувшего десятилетия черноморский "глубоководный клуб" пополнила Турция, которая в 2004 г. совместно с британской ВP Inc. завершила трехмерную разведку месторождений на глубинах более 1 км вблизи границ с Грузией. Последняя, в свою очередь, начала проект совместной трехмерной разведки своего шельфа с американской компанией Anadarco в 2003 г.

Украина же свои первые реальные шаги в освоении глубоководного шельфа сделала лишь весной 2005 г. Тогда Киев выделил ГАО "Черноморнефтегаз" лицензию на освоение первенца отечественной глубоководной добычи — среднеглубокой нефтегазоносной структуры Субботино, расположенной на глубинах от 50 до 100 м. В свою очередь, "Черноморнефтегаз" заключил соглашение о совместной деятельности с американcкой корпорацией Hunt Overseas Oil Inc. по доразведке и опытно-промышленной эксплуатации перспективных месторождений на площади 12 тыс. кв. км южнее Керченского пролива. Сложность заключается лишь в том, что Субботино и близлежащий блок находятся невдалеке от спорного с Россией украинского острова Тузла. Этот регион входит в 60-мильную зону до сих пор не обозначенной украинско-российской морской границы. А значит, по международному праву любая хозяйственная деятельность в этой зоне должна обязательно согласовываться с граничащим государством. В противном случае "обиженная" сторона может обратиться в Гаагский международный суд с иском о возмещении экологических и иных убытков.

Такой сценарий развития событий весьма вероятен. Тем более что в последнее время Киев демонстрирует весьма неловкие, но откровенно прочные пророссийские внешнеполитические шаги. В такой ситуации никто не может гарантировать, что возмещение убытков от банального по своей сути "конфликта вокруг Тузлы" не будет повешено на плечи американской Hunt Overseas Oil Inc., соблазнившейся нашими глубоководными ресурсами до урегулирования приграничных проблем. А возможный провал американцев подстрахуют за счет привлечения в глубоководные области шельфа европейского гиганта Shell — европейцы, дескать, будут порасторопнее США. Вопрос лишь в том, захотят ли европейцы отвлекаться от занятых "местечковыми олигархами" харьковских месторождений на такие рисковые морские проекты.

    Реклама на dsnews.ua