• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Rhurgas присядет на нашу трубу. Правительство определилось с инвестиционными приоритетами газовой сферы

Реклама на dsnews.ua

Между двумя европейскими компаниями, давно и настойчиво претендующими на часть украинского газотранспортного пирога, — Shell и Rhurgas, украинские власти явно сделали выбор в пользу последней. Именно Rhurgas нынче предлагают поучаствовать в капитале газотранспортного консорциума, в котором до сих пор не находилось места никому, кроме россиян. Впрочем, это вовсе не означает, что консорциум наконец откроется западному инвестору. Вполне очевидно, что если в него и пустят Rhurgas, то только благодаря его тесным связям с "Газпромом".

На минувшей неделе секретарь СНБОУ Анатолий Кинах в развернутом интервью российской прессе опроверг информацию о том, что Украина якобы намерена возобновить давние переговоры с крупнейшей европейской нефтекомпанией Shell о возможности приватизации или передачи в концессию отечественной газотранспортной системы или ее части. "Это не соответствует действительности. Подобные переговоры мы не ведем и не планируем. Наша страна обладает уникальной газотранспортной системой, не имеющей мировых аналогов. Мы поставляем в Европу 110–115 млрд куб. м газа в год, а при условии технологической модернизации можем увеличить как минимум до 145–150 млрд куб. м. Эта система — наше национальное достояние, и никакие переговоры об изменении формы собственности вестись не могут. Это запрещено действующим законодательством. Сейчас речь идет только об объединении интересов поставщиков газа, страны-транзитера и европейских компаний-потребителей", — пояснил он. В этом заявлении секретарь СНБО постарался послать однозначный сигнал Кремлю о реальном, а не надуманном векторе дальнейшей энергетической стратегии Украины, которая, по его словам, в ближайшее время будет направлена на наращивание энергосбережения и поиск дополнительных источников поставок газа, а не на переговоры о каком-либо изменении имущественного статуса отечественных магистральных газопроводов.

Действительно, Украина еще в 1998 г. свернула все переговоры с Shell о вариантах привлечения ее инвестиций в расширение мощностей украинских трубопроводов и наполнение их транзитным газом. Тогда европейская компания предлагала нам $1 млрд прямых финансовых вложений, которые предполагалось направить на освоение черноморского шельфа, ряда месторождений газа на востоке Украины, а также на развитие его транзита. В частности, $500 млн из них предназначалось для покупки 50% акций так и не созданного украинско-европейского совместного предприятия по управлению и развитию газотранспортной сети. Однако все эти проекты европейских инвесторов с треском провалились. Более того, к 2003 г. экс-президент Леонид Кучма в выборе инвесторов газотранспортной сети отдал предпочтение не Европе, а России. Именно тогда был создан Международный консорциум по управлению и реконструкции газотранспортной системы Украины (ООО "МКУРГТС"), в рамках которого российский "Газпром" на паритетных началах с НАК "Нафтогаз України" получил украинские земли под строительство нового крупного магистрального газопровода Новопсков–Ужгород. Первоначально учредители этого СП раздавали обширные ангажементы в сторону Европы, однако войти в состав консорциума предлагали не Shell, а германской корпорации Rhurgas. Но даже эти обещания Киева и Москвы так и остались на словах, и к 2004 г. Европа охладела к возможности инвестиций в украинские газопроводы. Ситуация несколько оживилась в нынешнем году — Украина возобновила застывший было процесс переговоров как с Shell, так и с Rhurgas, — правда, затрагиваемые в них темы оказались более масштабными.

Shell предлагают вкладывать в развитие морской и сухопутной добычи газа в нашей стране, а вот Rhurgas — не в рисковую украинскую добычу, а в ООО "МКУРГТС". Приоритеты Киева, выбирающего между Shell и Rhurgas, стали более чем очевидными. Явные симпатии к последней не преминул показать и Юрий Ехануров, который 9 сентября общался с представителями немецкой бизнес-элиты, в том числе и с руководством Rhurgas. Результаты этой встречи для многих стали неожиданностью. Как сообщил премьер, в самое ближайшее время Украина и Германия будут готовы озвучить совместные инвестиционные проекты в газовой отрасли. Уточнил возможное приложение сил член правления Rhurgas Хильмар Энке, сообщив, что его корпорация заинтересована в активизации сотрудничества с Киевом в сферах добычи, производства и хранения газа, но в первую очередь — в транспортировке этого вида топлива через украинскую территорию. "Украина должна удерживать свои позиции мощного транзитного государства, и Rhurgas готов активно участвовать в модернизации ее газовой системы и реализации совместных проектов с украинскими газовыми компаниями", — заявил г-н Энке.

Все эти перипетии отечественной газовой дипломатии не значили бы ничего, если бы не одно важное обстоятельство — в отличие от Shell, имеющей достаточно натянутые отношения с "Газпромом" из-за борьбы за ряд российских месторождений газа, Rhurgas считается одним из самых важных партнеров российской газовой монополии в Европе (уровень кооперации Rhurgas с "Газпромом" по своей глубине уступает лишь давно сложившемуся прочному союзу "Газпром"–BASF Wintershall). С учетом этого нынешние заявления высших должностных лиц страны о приоритетах привлечения западных инвестиций в развитие магистральных газопроводов означают, что Киев решил продолжить линию газовой политики экс-президента Леонида Кучмы в этой сфере — ближе всего подпускать к украинскому газовому рынку, прежде всего, наиболее близких партнеров российского "Газпрома".

    Реклама на dsnews.ua