• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

В Париж за энергетикой. Франция вырвалась в лидеры экономической интеграции Украины и ЕС

Реклама на dsnews.ua

Второй в этом году рабочий визит Президента Украины Виктора Ющенко во Францию открыл Европе мотивы сближения двух стран, которое стало отчетливо заметным после смены украинской власти. Визит посвящался переговорам о мерах по реализации "дорожной карты" — Плана действий украинско-французского сотрудничества, который главы МИД обеих стран подписали 11 ноября, за несколько дней до визита Виктора Ющенко. Короткое время, которое прошло между подписанием соглашения и номинацией его основных положений двумя президентами, не позволило европейской прессе отметить существенные детали этого документа. Одна из них состояла в том, что большинство экономических и политических проектов, заложенных в украинско-французскую "дорожную карту", иллюстрируют основные интересы Франции в Украине — сферу топливно-энергетического комплекса и транспорта, тогда как интересы Киева затрагивают слабо учтенные в Плане аэрокосмическую и оборонную промышленность.

Интерес к повышению кооперации в двух последних отраслях официальный Киев проявил в мае этого года, когда в ходе визита в Париж экс-премьера Юлии Тимошенко Украина заключила широкомасштабное соглашение с французским авиакосмическим концерном EADS и компанией Sagem, которая специализируется на производстве вертолетной, авиаракетной и радиоэлектронной техники. Уже летом этого года стало известно, что засекречены только три из шести профильных протоколов договора с EADS. Остальные три — касаются проблем подключения Украины к новым европейским спутниковым системам, в частности к Galileo. В ее рамках ЕС, Китай и Израиль рассчитывают к 2008 г. развернуть сеть из 30 космических спутников, дабы исключить зависимость от американских и российских систем позиционирования (GPS), столь необходимых армии и транспорту, но дорогих и зачастую небезопасных с точки зрения секретности.

Неизвестно, с каким энтузиазмом Франция выполняет эти явно выгодные Украине соглашения в сфере высоких технологий. В частности, по итогам состоявшейся в Париже встречи Виктора Ющенко и президента Франции Жака Ширака стороны лишь вскользь заявили прессе о взаимодействии в аэрокосмической и оборонной сферах. Более охотно французы говорили о своих интересах. Они, в первую очередь, касаются сотрудничества в добыче ядерного сырья — Украина занимает первое место в Европе по запасам урана, в то время как Франция полностью зависит от урановых рудников, расположенных в ее бывших африканских колониях (Габоне, Нигере и Мадагаскаре). Вероятные катаклизмы в этих странах в любой момент могут оставить без топлива АЭС, которые обеспечивают до 80% выработки всей электроэнергии Франции. Эти опасения стали еще более зримыми в ходе недавних гражданских беспорядков, которые прокатились по улицам французских городов — их результатом стала депортация наиболее буйных иммигрантов домой, в страны Африки, которая, по данным французской прессы, способна заметно омрачить до этого вполне спокойные франко-африканские отношения. Второй после атомной энергетики областью французских интересов стала торговля природным газом — ранее Париж не проявлял практически никакого интереса к украинскому газовому рынку, однако в 2004 г. французские компании поставили под свой контроль около трети рынка энерго- и газораспределения в Румынии и, столкнувшись с конкуренцией России, похоже, решили найти союзника в лице Украины.

Более детальную презентацию этих и других энергетических интересов Франции в Украине Виктор Ющенко провел в ходе состоявшейся в Париже конференции "Энергетический форум Украины и Франции". На ней украинский лидер со свойственной ему неловкостью максимально постарался сгладить противоречия в треугольнике Париж — Киев — Москва: "Когда говорят, что мой курс — против России, то это большая глупость, мой курс — это не курс против кого-то, а реализация стратегических интересов Украины, причем интересов как на Востоке, так и на Западе. Да, мы заинтересованы в сотрудничестве на рынках к востоку от наших границ, но рынок Европы в 8 раз больше, чем рынок России, и сегодня нашим главным торговым партнером уже стал ЕС — более 34% нашего экспорта идет в объединенную Европу".

Понятно, что такой подход не порадовал французских участников конференции. Их аудитория, кстати, состояла почти исключительно из французских корпораций, заинтересованных в расширении сотрудничества с Украиной в газовой и ядерно-энергетической сферах. Так, за исключением президентов автомобильной компании Renault и строительной корпорация Vinci, на конференции присутствовал истеблишмент групп Sоsiete Generale и Gas de Franse, активно интересующейся приватизацией украинского машиностроения Alstom, а также ядерных концернов Framatom и Areva. Все они хорошо знакомы с реалиями, сложившимися в газовой и ядерной промышленности нашей страны: и первая, и вторая до нынешних пор остаются в исключительной сфере влияния российского капитала. Судя по тому, что по итогам Форума Украина заявила об успешном развитии украинско-французских проектов по совместному использованию наших подземных газовых хранилищ и урановых шахт, интересы Парижа и Киева, похоже, совпали.

    Реклама на dsnews.ua