• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Киевский клан распадается?

Реклама на dsnews.ua

Александр Омельченко не отдаст кресло столичного городского головы. Действующий мэр заявил об участии в киевской избирательной гонке, дезавуировав свое предыдущее решение о вхождении в первую пятерку парламентского избирательного списка "Нашей Украины". Впрочем, даже повторное избрание нынешнего градоначальника вряд ли остановит распад клана столичных чиновников и предпринимателей. Некогда единая команда киевских управленцев, скорее всего, разобьется на партийные фракции и отдельные бизнес-группы. Обостряющийся конфликт нескольких группировок виден уже невооруженным глазом. Монолитность команды долгое время цементировалась необходимостью сражаться с внешней угрозой — происками сначала группы социал-демократов, затем донецких. После исчезновения этих угроз роль чиновников в сплоченной ранее команде несколько упала и всегда существовавшие противоречия обострились.

Бессменный лидер
Как ни странно, но вопрос участия или неучастия в выборах Александра Омельченко, похоже, уже не имеет решающего значения. Ситуация по сравнению с прошлыми мэрскими выборами изменилась кардинально, и теперь любой, даже самый талантливый и опытный управленец, вряд ли сумеет удержать в прежнем состоянии систему власти, созданную нынешним мэром. Хотя позиции действующего городского головы выглядят сравнительно неплохо. Социологи говорят, что за переизбрание Александра Александровича мэром готовы проголосовать не менее 27% столичных избирателей. Далее, с отрывом более чем в 15%, идут Виталий Кличко и Николай Томенко, располагающие примерно равной исходной поддержкой. Хотя по сравнению с 1999 г., когда за действующего мэра проголосовали около 70% киевлян, его сегодняшний рейтинг не впечатляет.

Если до последнего времени все выглядело так, что переизбрание нынешнего городского головы означает сохранение сложившейся системы управления и хозяйствования в столице и, наоборот, его поражение ведет к радикальному обновлению со всеми вытекающими последствиями, то теперь становится ясно, что управлять по-старому Александр Омельченко не сможет, даже если победит на выборах. С другой стороны, приход к киевской власти оппозиционеров не означает кардинальной ломки сложившейся системы. Хотя активное эксплуатирование выбора: стабильный порядок со старой властью, несмотря на все ее немалые грехи, или попытка бурного обновления, но с риском погрузиться в хаос, — по всей видимости, будет длиться вплоть до окончания избирательной кампании.

Период полураспада
Эволюция управленческой системы в столице ускоренными темпами шла все последние месяцы. Если до сих пор главным действующим лицом в данной системе был чиновник, то теперь эту роль перехватывают крупные предприниматели. Появление в текущем году на постах заместителей председателя КГГА представителя концерна "Энран" Николая Георгиевского и связанного с группой компаний "Стоик" Виктора Пилипишина лишь отразило глубинные изменения, которые переживает столичная власть.

Фактически речь уже идет об обостряющемся конфликте между несколькими группами. Если профессиональные бюрократы, олицетворением которых можно считать партию "Єдність" и заместителя мэра Владимира Ялового, привыкли зарабатывать тем, что подписывают нужные документы, то для бизнесменов и строителей во власти приоритетным оказывается развитие своего бизнеса. И если "просто" чиновники заинтересованы в том, чтобы взять со строителей в бюджет и различные фонды по максимуму, то представители хозяйственного крыла киевской группы — "Киевгорстроя" и "Житлоинвеста" — пытаются минимизировать подобные поборы. Как уже писала "ДС", в последнее время противостояние дошло до публичного выяснения отношений. Достаточно вспомнить резонансное заявление руководителей "Киевгорстроя", что цены на жилье в столице держатся на запредельно высоком уровне из-за слишком больших отчислений, которые застройщики вынуждены делать по требованию городских чиновников.

Не исключено, что уже можно говорить о начале распада киевского клана, сформировавшегося в основном благодаря особому статусу столицы Украины, получившей даже специальное законодательное подкрепление, начиная от Закона "О городе-герое Киеве" и заканчивая специальными законодательными актами, позволившими сформировать мощную экономическую базу для городского руководства.

Монолитность этой команды долгое время цементировалась необходимостью сражаться с внешней угрозой: происками сначала группы социал-демократов, затем донецких. После исчезновения угроз роль чиновников в дружной киевской команде несколько уменьшилась, и всегда существовавшие противоречия обострились. Наиболее заметно это стало на заседаниях Киеврады, на что обратил внимание и сам Александр Омельченко. "Нет никакого чуда в том, что депутаты сегодня более политизированы и сейчас труднее управлять сессионным залом", — заметил мэр Киева.

Реклама на dsnews.ua

Даже улучшившиеся отношения с центральной властью, проиллюстрированные рядом назначений выходцев из столичной команды — Ивана Плачкова, Станислава Сташевского, Юрия Поляченко, вряд ли могут свидетельствовать о выходе киевлян как единой группы на новые позиции. В частности, появление Юрия Поляченко — сына главы "Киевгорстроя" — на посту министра здравоохранения свидетельствует, как считают многие эксперты, скорее не об усилении влияния Александра Омельченко, а об укреплении позиций старшего Поляченко и, как следствие, группы "Киевгорстроя" и связанных с ней структур.

По всей видимости, выборы на пропорциональной основе только закрепят и расширят разногласия некогда единой команды. Хотя массовый поход представителей различных частей клана во всевозможные партии и прохождение таким путем в Киевраду и райсоветы в любом случае придаст новой столичной власти знакомые очертания.

Слишком низкий барьер
По данным Всеукраинской социологической службы, трехпроцентный барьер на выборах в Киевраду уверенно преодолевают порядка десяти партий, в числе которых блоки Юлии Тимошенко и Владимира Литвина, "Наша Украина", Партия регионов, Соцпартия, коммунисты, Партия промышленников и предпринимателей. Для нынешнего руководства города такая конкуренция партий означает невозможность сохранения прежних способов управления столицей, так как слишком многие вопросы завязаны на Киевраде, которая в одночасье станет не филиалом горадминистрации, а площадкой, на которой выясняют отношения партийные фракции. Если мажоритарная система позволяла руководству города выступать в роли арбитра, сглаживающего конфликты мажоритарщиков (злые языки говорят, что на прошлых выборах кандидаты, желавшие попасть в Киевраду, лично проходили кастинг у Александра Омельченко), то теперь такого арбитра не будет. К тому же, если пресловутый законопроект №3208, связанный с политреформой, все же станет законом, на месте горадминистрации появится исполнительный орган горсовета, а это значит, что судьба исполнительной власти окажется в руках все той же Киеврады. Захотят ли новые народные избранники оставить на своих местах нынешних чиновников, большую часть из которых смело можно считать креатурами Александра Омельченко, — очень сомнительно. Пропорциональные выборы разрушат систему неформальных связей, действующую сейчас в киевской власти. Другими словами, зачем депутатам нового созыва идти на поклон к исполнительной власти и добиваться каких-либо преференций в обмен на "разумное" голосование, если они сами смогут сформировать эту власть. Именно этот вопрос, который предстоит решить новому киевскому мэру, и станет основным в первой после выборов повестке дня.

    Реклама на dsnews.ua