• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Война характеров

Реклама на dsnews.ua

До неприличия затянувшиеся газовые переговоры сейчас уже больше напоминают противостояние характеров. Похоже, Киев и Москва решили окончательно выяснить, у кого крепче нервы, и в последние несколько месяцев весьма преуспели в изобретении изощреннейших методов раззадоривания партнера. Впрочем, украинские стратеги газового противостояния, во всяком случае, с точки зрения стороннего наблюдателя, выглядят более хладнокровно, доводя своих кремлевских визави до крайней точки кипения. О близости нервного срыва высокопоставленных чиновников Белокаменной свидетельствуют участившиеся истеричные комментарии происходящего, сменяющиеся то увещеваниями, то угрозами в адрес украинской власти. Из Киева же продолжают раздаваться призывы к компромиссу, приправленные новыми инициативами в части возможной кооперации газовых поставок. Но дальше этого дело пока не идет.

Мы по-прежнему уговариваем россиян на условия ранее подписанных контрактов, всячески отпираясь от новых ценовых предложений. Но главное, что тем самым Киев проявляет невиданный альтруизм, заботясь о финансовой стабильности "Газпрома". В случае повышения для Украины цены на газ параллельно будут подняты и ставки за его транзит по нашей территории. А это, в свою очередь, автоматически взвинтит издержки российской компании на оплату таможенных платежей. Впрочем, есть шанс, что затянувшееся противостояние завершится на этой неделе. Премьеры Украины и России вместе с секретарями СНБО двух стран вновь попытаются договориться об условиях газовых поставок на будущий год.

Назло кондуктору
Вряд ли Кремль стал бы так долго церемониться с нами и давно уже осуществил задуманное, повысив стоимость своего газа для Украины до $160, а то и до $230 за тыс. куб. м, если бы не одно обстоятельство. В ответ на эти ценовые предложения Киев настойчиво напоминает о симметричном увеличении транзитных ставок за транспортировку российского газа по своей территории. "Ставка украинского транзитного тарифа определяется на таком уровне, чтобы на выручку от продажи услуг по нему можно было купить заранее оговоренный объем газа. Стоимость газа, поставленного "Газпромом" в оплату за транзит, равна выручке НАК "Нафтогаз України" от продажи "Газпрому" услуг по транзиту", — пояснили формирование транзитной ставки эксперты консалтинговой компании East European Gas Analysis.

В соответствии с условиями поставок на текущий год "Газпром" должен поставить нам 26 млрд куб. м в оплату за свой транзит по цене $50 за тыс. куб. м, еще 6 млрд куб. м мы должны выкупить у российской компании за наличные, но уже по $80 за тыс. куб. м. При этом тариф согласован на уровне $1,093 за тыс. куб. м на 100 км. Если пойти на условия, предусматривающие трехкратное повышение цены на газ для Украины и переход к оплате услуг по транзиту живыми деньгами, то, по подсчетам аналитиков East European Gas Analysis, Киев должен будет установить транзитный тариф на уровне $2,94 за тыс. куб. м. Именно такая ставка позволит НАК "Нафтогаз України" получить выручку, на которую можно будет купить 26 млрд куб. м российского газа. В результате потери "Газпрома" от уплаты экспортной пошлины составят $858 млн.

Правда, впоследствии они могут сократиться. Следует учесть, что летом прошлого года "Газпром" и "Нафтогаз" заключили соглашение об урегулировании украинского долга ($1,5 млрд), в соответствии с которым объем поставок российского газа как оплата за его транспортировку по нашей территории будет постепенно уменьшаться, достигнув к 2009 г. 21 млрд куб. м. Если нам придется закупать этот объем по нынешним условиям, транзитная ставка может составить $2,37, соответственно потери российской компании — $298 млн.

Впрочем, недополученной прибылью ее риски от повышения цены на газ не ограничиваются. От симметричного роста стоимости поставляемого нам топлива и тарифов на его транспортировку по нашей территории газ на выходе из Украины заметно подорожает, приблизившись к уровню альтернативного газпромовскому норвежского или североморского ресурса. Его цены колеблются от $195/тыс. куб. м, запрашиваемых Gas de France у далекой от Северного моря Румынии, до $185/тыс. куб. м, которые на сегодня устанавливаются американско-британской Erdgas для более близкой к европейским ресурсам Чехии. В то же время цена российского газа на границе Словакии сейчас составляет порядка $170/тыс. куб. м (с разбегом для "своих" и "чужих" компаний), а на границе Молдовы и Румынии — от $80 до 110/тыс. куб. м, что дает "Газпрому" ценовое преимущество. С повышением стоимости российского топлива это преимущество исчезнет.

На прошлой неделе Виктор Ющенко наконец ответил на ценовое предложение Москвы в части увеличения цены на газ до $230/тыс. куб. м. В этом случае мы планируем поднять транзитный тариф как минимум до $3 за тыс. куб м за 100 км. Таким образом, с нынешних примерно $9 за тыс. куб м за весь маршрут стоимость транзита повысится до $18. Соответственно цена российского газа, например, на границе Украины и Словакии, скакнет с нынешних $170 до 188 за тыс. куб. м и более.

Реклама на dsnews.ua

В этом случае доля конкурентов РФ, предлагающих норвежский и североморский газ, автоматически увеличится. Такой неутешительный прогноз, заметим, не учитывает запланированного на 2006 г. выхода каспийского и иранского газа на рынок Южной Европы, в результате чего "Газпром" рискует оказаться в катастрофическом положении. Расположенные за много тысяч километров от Европы его заполярные месторождения по себестоимости добычи значительно превосходят иранские или египетские.

Разделяй и властвуй
Масла в огонь подлила и озвученная на прошлой неделе Киевом идея создания совместного с "Газпромом" предприятия для продажи газа в Украине. По словам министра топлива и энергетики Ивана Плачкова, это СП будет реализовывать на нашем рынке и российский, и туркменский газ, а его учредителями на паритетных условиях могут выступить "Нафтогаз України", а со стороны РФ — "Газпром" или швейцарское RosUkrEnergo AG.

Эта инициатива вбила клин между различными группами российского газового истеблишмента. Отныне они стали еще более разобщенными, поскольку одни акционеры московской газовой монополии восприняли предложение в штыки, а другие, наоборот, сочли редким шансом вернуться на закрытый ранее украинский газовый рынок. Дело в том, что "питерская команда", взявшая бразды правления "Газпромом" после эпохи Вяхирева—Черномырдина, видит "Газпром", прежде всего, как источник сомнительных экспортных доходов, необходимых для финансирования политических авантюр части кремлевской верхушки. Эта идеология может базироваться исключительно на договоренностях с транзитными странами о возможности дешевой прокачки газа через их территории, что предоставляет возможность российскому газовому монополисту получать сверхприбыли от продажи топлива европейским потребителям. Другими же совладельцами "Газпрома", включая западных акционеров, движут иные мотивы: стремление к максимально прозрачным, стабильным и гарантированным доходам. Этого невозможно достичь без предсказуемых и незаполитизированных отношений с Украиной, которая при любом геополитическом раскладе обречена на право "удешевить или удорожить" более 90% всего экспорта газа из России.

Газ с привкусом политики
Очередной раунд газовых переговоров пройдет на этой неделе в Москве. Новые предложения будут обсуждаться на уровне премьеров. Пока же можно констатировать лишь то, что между украинским и российским подходом к решению проблемы есть два существенных различия. Так, идеология РФ "новой эры" газовых отношений с нашей страной, по сути, кроме дальнейшего роста конфронтации, ничего не предлагает — ведь если вырастут и российские цены, и украинские тарифы, это сыграет лишь на руку конкурентам "Газпрома", цены которых сравняются с ценами российского ресурса. Поэтому, похоже, Кремль в ходе нынешнего газового диалога руководствуется скорее соображениями политики, а никак не экономики. На самом деле о повышении цен он и не помышляет, а старается с помощью "газовой истерики" выторговать у неподконтрольного Киева некие политические дивиденды. Например, добиться нужных Москве кадровых назначений в украинском газовом секторе или же скорректировать политику нашей страны в далеких от газа сферах обороны.

В то же время, судя по предложениям, озвученным украинской стороной, Киев не собирается приправлять переговоры политикой. Хотя возможность сыграть на зависимости РФ от нашего транзита имеется. Впрочем, и эта позиция также принесет Украине определенные политические очки. Во всяком случае, у Европы есть еще один шанс убедиться, кого можно считать перспективным газовым партнером, — подчиненную политическим прихотям единственную российскую газовую монополию или же цивилизованный рынок перепродажи российского газа, который, независимо от ценовых истерик, рано или поздно сформирует Украина.

    Реклама на dsnews.ua