• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Конституционные игры непатриотов

Реклама на dsnews.ua

Конституционная реформа, вступающая в силу 1 января следующего года, вынудила исполнительную власть задуматься о самосохранении. Тогда как функционеры власти законодательной уже трепещут в ожидании притока новых полномочий. Особенно предвкушают перемены представители оппозиции. Если депутатам не хватит политического терпения дождаться результатов парламентских выборов, то сразу после Нового года в стране начнется административный хаос.

Конституционная реформа стала такой же неизбежной, как Новый год. У пропрезидентских фракций был шанс блокировать запуск механизма передачи власти, однако реализовать последнюю надежду Виктора Ющенко на сохранение нынешних президентских полномочий помешал спикер парламента Владимир Литвин, который довольно-таки грамотно провернул операцию с затягиванием назначения судей Конституционного суда. Список кандидатов в судьи от Верховной Рады не учитывал интересов пропрезидентских фракций, что вынудило последних саботировать голосование 15 декабря. А в нынешнем составе — без парламентского пополнения — КС является неконституционным и не может принимать важные решения, в том числе и оперативно рассмотреть обращения народных депутатов о неконституционности пресловутой реформы, голосование за которую год назад было неотъемлемым условием соглашения о назначении третьего тура президентских выборов. Поэтому с 1 января вступают в силу изменения в Конституцию, которыми полномочия Президента существенно перераспределяются в адрес парламента и правительства. Депутаты и чиновники в последнее время активно засели за изучении Конституции, надеясь с максимальной выгодой для себя использовать политреформу.

От Президента — парламенту
Изменения будут проходить поэтапно. С 1 января Верховная Рада получит часть президентских полномочий по назначению и увольнению глав ряда ведомств и министерств (см. таблицу). В частности, к полномочиям депутатов будет принадлежать увольнение с должности практически всех министров, кроме глав Минобороны, МИДа, СБУ и ГПУ (этих руководителей нельзя назначить без президентского согласия или представления, а Генпрокурора парламент может уволить самостоятельно).

Некоторые народные избранники стремятся сразу же воспользоваться некоторыми "новинками". Так, эсдек Нестор Шуфрич после неудавшейся 15 декабря попытки добиться смещения с должности главы МВД Юрия Луценко угрожающе спрогнозировал, что скоро у депутатов будет больше полномочий в этом плане. В то же время кандидатов на эти посты до парламентских выборов будет предлагать премьер-министр. В случае отсутствия компромисса в решении кадровых вопросов между Кабмином и Верховной Радой может возникнуть ситуация обезглавливания министерств. Прогнозируемая неопределенность может продлиться до того времени, пока новоизбранный парламент самостоятельно не будет определять кандидатуры руководителей.

Верховная Рада нового созыва существенно усиливает влияние на Кабмин, в ней в течение месяца должна быть создана коалиция, которая сформирует парламентское большинство. Это новообразование предоставляет Президенту свою кандидатуру на пост премьер-министра, а Виктор Ющенко должен будет ее внести на утверждение в парламент. Интересный момент: новая Конституция не предусматривает варианта ответственности Президента за невнесение в ВР коалиционного кандидата. В то же время парламент обязан в течение 60 дней избрать новый состав правительства, иначе Президент может досрочно прекратить полномочия Верховной Рады, и далее запускается процедура новых выборов. Парламентские скептики утверждают, что перевыборы могут тянуться до бесконечности или до того момента, пока Президент и депутаты не найдут компромисса по фигуре премьера.

Похожая ситуация и с назначением министров. Верховная Рада, согласно процедуре, представляет свои кандидатуры премьеру, который должен будет официально внести их в парламент. Но ответственности за неисполнение регламента — никакой. Вполне может возникнуть ситуация годичной давности: тогда депутаты приняли решение о недоверии главе КМУ Виктору Януковичу, вследствие чего он должен был подать заявление об отставке. Но г-н Янукович этого не сделал.

Президент нашел слабое звено
В этой системе власти усиливается роль заместителей министров, которые в случае возникновения дрязг между Кабмином и ВР могут длительное время исполнять обязанности руководителей. Слабое место в позициях парламентариев (в плане влияния на правительство) уже подметили в Кабмине и Секретариате Президента. Совместными усилиями команда Виктора Ющенко разработала проект президентского указа, которым в правительстве вводятся должности так называемых постоянных секретарей. Это нововведение с 1 января предполагает разграничение политических должностей и должностей госслужащих в КМУ. К первым будут принадлежать министры и их заместители, которых будут назначать с подачи парламента. Вторые — это секретари с зарплатой на уровне замминистра, которые не будут зависеть от депутатов. В идеале, озвученном премьером Юрием Ехануровым, министры и их заместители будут отвечать за политическую составляющую — взаимодействие с Верховной Радой, выработку политики на заседаниях Кабмина, которую затем и будут воплощать постоянные секретари.

Реклама на dsnews.ua

Подобную реформу Украина уже переживала. В 2001 г. Леонид Кучма создал институт госсекретарей в министерствах, просуществовавший два года. Тогда этот институт доказал свою недееспособность, так как у министров не оказалось заместителей, они были только у госсекретарей, которые, как правило, назначались с подачи администрации президента. Фактически многие министры, не отвоевавшие должность госсекретаря под своего человека, оказывались министрами без портфеля. К тому же постоянные вопросы вызывала конституционность подобного новшества.

Инициаторы нынешнего нововведения намерены избежать этих недостатков. Для легитимации кабминовских секретарей планируется принять закон о Кабинете Министров. Депутат Борис Беспалый сообщил "ДС", что документ, вероятнее всего, вынесут на рассмотрение ВР уже на этой неделе. Впрочем, о судьбе закона он предпочитает говорить туманно. Это естественно. Очевидно, что новшество направлено на сохранение влияния Президента на Кабмин и после проведения конституционной реформы. Поэтому антипрезидентское большинство в ВР, рассчитывающее на максимальное усиление своей роли во власти, скорее всего, провалит пропрезидентскую инициативу.

Варианты президентско- парламентского торга
Впрочем, торг уместен. Во-первых, депутаты могут договориться с Виктором Ющенко и контролировать госсекретарей совместно, во-вторых — провластные фракции могут обменять поддержку этого законопроекта на иной, важный для оппозиции. Так, Адам Мартынюк сообщил "ДС", что на этой неделе планируется рассмотрение закона №3207 "О местном самоуправлении". "Но он, видимо, не будет принят из-за сопротивления пропрезидентских фракций", — отметил первый вице-спикер.

Этот законопроект дополняет конституционную реформу, поэтому для его принятия требуется 300 голосов, но без пропрезидентских фракций такого количества не собрать. НСНУ в документе не устраивает предусматриваемая фактически полная ликвидация влияния Президента на региональную власть. Главным образом потому, что нынешние областные и райгосадминистрации, глав которых ныне назначает Президент, в новом виде будут подчинены местным советам. Руководители исполнительных комитетов, согласно нынешнему варианту закона, будут избираться из состава депутатов вновь избранных советов (даже не прямым голосованием избирателей). Плюс к этому к полномочиям местных органов власти будут относиться практически все вопросы формирования бюджетов, земельные и контрольные функции (в том числе и контроль за действиями региональных отделений центральных органов власти). Тем самым усиливается федерализация Украины, против которой выступает Виктор Ющенко и его соратники.

По оценкам экспертов, передел властных полномочий между Президентом и Верховной Радой приведет к усилению роли законодательного органа, но ответственность за "судьбы страны" все-таки невозможно будет идентифицировать с конкретными политическими силами. В частности, создание парламентской коалиции отнюдь не означает, что именно вошедшие в нее силы берут на себя полноту ответственности за происходящее. Никто не мешает коалиции распасться сразу же после голосования за состав Кабмина, а вновь созданной — тут же устроить смену правительства. Также никто не мешает отдельным депутатам голосовать против генеральной линии фракции. В парламенте нового созыва народные избранники будут обязаны вступить во фракцию, которая будет образована партией или блоком, в составе которой кандидат стал депутатом. Если он этого не сделает или пожелает позже выйти из фракции, то руководящий орган партии может принять решение о лишении "бунтаря" парламентского мандата (речь идет о так называемом императивном мандате). Но депутат может спокойно голосовать в составе фракции по своему усмотрению — руководство не способно самостоятельно принять решение об исключении его из фракции с последующим лишением депутатского мандата.

Таким образом, вместо нынешних бесконечных метаний по фракциям можно будет видеть, как по одному и тому же вопросу депутаты-однопартийцы будут принимать противоположные решения. А значит, сохранится поле для того, что Владимир Литвин называет отсутствием в Верховной Раде "политической воли". Другими словами, продолжатся привычные парламентские игры в "договорняк", равно как и торг законодателей с Президентом. За скобками остается электорат, как всегда нужный только в день голосования. Другими словами, конституционная реформа не ведет к усилению влияния народа на своих избранников. Даже наоборот. Депутаты получают полномочия уже не на четыре года, а на пять.

    Реклама на dsnews.ua