• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Европа испугалась зависимости

Реклама на dsnews.ua

11 января в Брюсселе прошло внеочередное чрезвычайное совместное заседание Комиссии ЕС и Европарламента, посвященное анализу российско-украинского газоторгового кризиса и мерам по предотвращению его дальнейшего развития. В ЕС считают, что неспособность Москвы наладить нормальные отношения со своими странами-соседями в сфере транзита газа и нефти является серьезной угрозой стабильности энергоснабжения Европы. А потому хотят распространить на Украину нормы своей энергобезопасности.

По словам главы комитета Европарламента по вопросам промышленности и энергетики Жиля Чичестера, для Европы газовый кризис между Киевом и Москвой стал "пробуждающим звонком", который напомнил о заметной зависимости ЕС от энергетического импорта из России. Спохватившись, Европа стала думать над тем, как изменить эту ситуацию. "Украинско-российский спор показал, что ЕС следует незамедлительно повысить уровень безопасности поставок газа и нефти. Украина в минувшем году выдержала тест при вступлении в члены Европейского энергетического сотрудничества, и мы считаем, что на нее следует распространить нормы и стандарты европейского рынка ЕС", — заявляют европейские парламентарии. Европарламент внял аргументам профильного комитета и утвердил резолюцию о привлечении к контролю торгово-экономических отношений России и соседствующих с ней стран в отрасли трубопроводных поставок энергоносителей сугубо политического международного органа — Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Ранее она отвечала за недопущение вооруженных конфликтов и соблюдение норм демократии на Европейском континенте. Ныне же, по всей видимости, статус этой организации будет несколько расширен. Председательствующий ныне в ОБСЕ глава МИД Королевства Нидерландов Карел де Гухт заявил, что руководящие органы ЕС приняли решение в самые ближайшие дни сформировать технические миссии организации для независимого мониторинга режимов и условий поставки в страны ЕС нефти, газа и электроэнергии с Востока. Кроме того, на минувшей неделе в ЕС были обнародованы принципиально новые законопроекты, регулирующие газотранзитную сферу — о прозрачных и не дискриминационных правилах транзита энергоносителей через территорию стран Евросоюза (так называемая "Зеленая Книга"). Как ожидается, Европарламент без особых дискуссий одобрит большинство документов "Зеленой Книги" уже через месяц, во время мартовской сессии.

На следующий день после проведения чрезвычайного "энергетического саммита" Евросоюза, 12 января, в Брюсселе состоялось экстренное заседание делегации ЕС в Украине. Европа постаралась донести до Киева новые веяния своей энергетической политики. Наиболее емко их сформулировал наш представитель в ЕС Роман Шпек. "Диверсификация газоснабжения объединяет нас в нашей общей цели — уменьшить зависимость от монопольного и очень непредвиденного поведения России. Для этого у нас уже есть инструмент — подписанный в декабре 2005 года Меморандум о взаимопонимании между Украиной и ЕС о сотрудничестве в энергетической сфере, который позволяет гарантировать стабильный и равный доступ всех стран к транспортной инфраструктуре", — заявил он. По словам главы Внешнеполитического комитета Европарламента Эльмара Брока, ответом на январский газовый кризис между Украиной и РФ должен стать новый энергетический союз ЕС и Украины. "Нам нельзя недооценивать роль Владимира Путина в нынешнем конфликте. Он пытается оказать давление на Киев с помощью цен на газ и стремится аннулировать итоги украинской оранжевой революции. Подтверждений этому мы видим день ото дня больше. Одним из них может служить экзотическое российское телешоу об отключении подачи газа Украине, после которого Киев показал себя надежным и предсказуемым партнером — не пойдя на адекватный ответ, Украина выполнила все транзитные обязательства перед Европой. В то же время Кремль в начале января предложил дружественной Беларуси беспрецедентное соглашение на поставку и транзит газа странам ЕС. Он более чем втрое дешевле контракта, предложенного Украине", — отметил г-н Брок.

Упомянутый главой комитета Европарламента российско-белорусский контракт предусматривает прямой импорт в Беларусь газа по цене $47/тыс. куб. м и транзит по ставке $1,4/тыс. куб. м за 100 км. Однако подписанный 4 января украинско-российско-швейцарский контракт предусматривает такую же мизерную, по европейскому уровню, ставку транзита в $1,6/тыс. куб. м за 100 км (в ряде стран ЕС она превышает $3/тыс. куб. м за 100 км), но при этом Россия настояла на цене закупки Украиной своего газа в $230/тыс. куб. м. Вышеуказанные мизерные украинские и белорусские "полуторадолларовые" тарифные ставки охватили транзит, соответственно, более 125 млрд куб. м и 35 млрд куб. м газа, что составляет 98% всего российского газового экспорта и определяет его высокую конкурентоспособность на европейских рынках — ведь при рыночной стоимости транзита газа через Украину по ставке свыше $2,5/тыс. куб. м за 100 км РФ будет вынуждена свернуть половину своей добычи, поскольку ее "заполярный" газ на выходе с нашей страны окажется дороже ресурса европейских и ближневосточных конкурентов.

Высокая конкурентоспособность российского газа, буквально "выдавливаемая" Кремлем из наиболее податливых стран-транзиторов, не мешает хроническому российскому внешнеполитическому парадоксу — Москва на официальном уровне вещает странам-транзиторам о том, что они являются иждивенцами, удел которых не должен идти дальше трепета перед мощью чуть ли не "самых больших в солнечной системе" российских нефтегазовых запасов. Однако, как было заявлено в ходе состоявшегося в Брюсселе энергетического саммита, РФ принадлежит не более 18% всех подтвержденных мировых запасов газа, из которых коммерчески рентабельной разработке подлежит только 10–11% (без учета затрат на транзит). При условии роста транзитных затрат с нынешних $1,4–1,6/тыс. куб. м за 100 км по территории Беларуси и Украины до уровня европейских ставок в $2–3/тыс. куб. м за 100 км большинство "фантастически богатых" российских заполярных месторождений заметно "обеднеют" — тариф снизит долю реально привлекательных российских месторождений в общих мировых запасах с ныне декларируемых 18% до жалких 5–6% мировых запасов, что ниже уровня Нигерии или Аргентины.

Подобная транзитная математика стала для Москвы очень ощутимой после состоявшегося в 2003 г. расширения стран ЕС, после которой цена транзита российского газа в пяти европейских странах выросла более чем в два раза. Европа понимает, что стремление государственных трубопроводных компаний этих стран "снять сливки" с газового экспорта российских частных компаний и дальше будет трудно остановить, ввиду чего стоимость транзита будет несомненно расти. Для того чтобы обезопасить себя от возможных споров между российскими экспортерами и странами-транзиторами, ЕС до конца минувшего десятилетия ориентировался на создание стратегических запасов или "бронирование" крупных месторождений газа за оборонным резервом НАТО, однако и то и другое оказалось слишком дорогой роскошью. Украинско-российский газовый конфликт и нынешний чрезвычайный "энергетический саммит" ЕС показал, что к весне Европа готова продемонстрировать миру новую концепцию своего газоснабжения. Какой она будет, пока неизвестно. Известно лишь то, что Брюссель прекрасно понимает: без принятия экстренных мер вполне возможно, что в один из очередных новогодних праздников текущего десятилетия телестанции Москвы вполне могут начать помпезную трансляцию публичного отключения от газоснабжения каких-либо "зарвавшихся" европейских столиц.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua