• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Игра на левом фланге

Реклама на dsnews.ua

Потасовки в парламенте на этой неделе — хорошая иллюстрация тезиса, что Украина вошла в стадию жесткого идеологического конфликта. Но не конфликта идеологий, а конфликта тех, кто эксплуатирует идеологию.

В повестку дня парламента на прошлой неделе было внесено два знаковых законопроекта — Земельный кодекс и Закон "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании". То, что их принятие Верховной Радой сопряжено с возможным сопротивлением левых сил, можно было спрогнозировать, поскольку эти законопроекты предполагают проведение двух реформ — пенсионной и земельной — и затрагивают интересы двух мощных социальных групп: пенсионеров (около 14,5 млн) и селян (около 6 млн). В политическом смысле эти группы — традиционный электорат левых. Контроль над ними дает стабильное лидерство так называемых левых сил на выборах. Правда, термин "левые" — относителен. Как мудро когда-то заметил бывший социалист, а сегодня яблучник В. Суслов, "у нас нет правых и левых, а есть те, кто играет на правом и левом флангах". Суслов этот тезис продемонстрировал на собственном примере. И не один Суслов. Гуренко, Винский — этот список коммуно-буржуазии можно продолжить. В идеологии украинских левых тоже мало от классической левизны — это скорее смесь риторики позапрошлого века, декларативных социальных стандартов бывшего Советского Союза и российско-большевистского шовинизма. Эта идеологическая эклектика универсальна и имеет значительное влияние на большие социальные группы.
Солидарная пенсионная система исчерпала себя еще при прежней власти. Кстати, и тогда она была не очень-то "солидарной". Трудно было "солидаризироваться" крестьянину, с его 12 рублями пенсии, с рабочим, с пенсией раз в десять большей. Это система не пенсий, а пенсионных выплат, где государство решает, кто должен получать больше, кто меньше.
Проект, предложенный Кабинетом Министров, предполагает введение смешанной солидарно-консолидированной пенсионной системы. При обсуждении доработанного законопроекта ни левые, ни правые не привели веских мотивов, почему он не может быть принят в первом чтении. Особенно если учесть, что его действие ощутят только те, кому сегодня далеко до пенсии. Но можно не сомневаться, что этот проект будет блокироваться левыми. Ведь простой украинский пенсионер вряд ли даже понимает, в чем состоит эта реформа. Но его пугает любое реформирование. Это прекрасная тема для популистской демагогии. Именно поэтому левые уделяют столь много внимания пенсионному законодательству. Депутат от СПУ Степанов при предыдущем рассмотрении проекта этого закона о действующей пенсионной системе сказал так: "Это наш Сталинград". И за этот "Сталинград" левые будут стоять так же твердо, как и за Земельный кодекс.
Суета вокруг кодекса имеет более рациональную мотивацию. Левым просто не нужна никакая реформа. Голоса колхозников при нынешнем состоянии дел им гарантированы. А вот если земельная реформа пройдет, то уже на следующих выборах крестьяне будут голосовать не за коммунистов, а как этого захочет новый хозяин земли. Именно поэтому в день голосования коммунисты блокировали трибуну, вывели из строя систему для голосования "Рада", не давали провести голосование бюллетенями. Но в результате они проиграли. Все правые и центристские партии проголосовали за этот кодекс. Украинским властям надоело считаться с такой силой, как коммунисты. Принятие документа — это лишь разведка боем. А главные баталии начнутся во время выборов. Коммунистам больше никто не даст провести 120 человек в парламент.
Верховная Рада продемонстрировала великолепное шоу. Многие депутаты, которые при других обстоятельствах голосовали бы за этот кодекс с большими оговорками, поддались общему революционному настрою и поставили под ним свои подписи. В результате принят не очень хороший и не очень плохой документ. Коммунисты перед своим электоратом показали, что до последнего за них боролись. Центристы показали своему, что они выступают за рыночные реформы. Хотя в целом сам процесс принятия сыграл на руку тем, кто уже давно ведет кампанию на дискредитацию парламента. Опыт предыдущих выборов показал, что чем меньше явка избирателей, тем больше возможностей у желающих бросить лишние бюллетени для голосования. А чем больше дискредитируется парламент, тем выше процент тех, кто выборы проигнорирует.
И правые, и левые 25 октября играли перед камерами предвыборную игру. Каждый играл свою роль, каждый имел своего зрителя. Водевильности добавляло и то, что противоборствующие стороны возглавляли родственники: Екатерина Ващук и Петр Симоненко.

    Реклама на dsnews.ua