• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Развод по-военному. Намечающийся масштабный разрыв кооперационных связей с Россией подтолкнет нас активнее искать дружбы на Западе

Реклама на dsnews.ua

В этом году появились четкие сигналы сворачивания Россией оборонно-промышленной кооперации с украинским ВПК. Москва демонстративно показывает, что желание Киева присоединиться к европейской системе коллективной безопасности обойдется ему дорого. Впрочем, у Кремля есть веские аргументы разорвать сохранившиеся с советских времен связи — россияне не хотят остаться у разбитого корыта после вступления Украины в НАТО, несмотря на то что для нас это перспектива отдаленного будущего. Скорее всего, РФ твердо решила жить по принципу: "Зачем отдавать деньги на сторону за то, что могут производить свои". Причем, следуя ему, в Белокаменной не стесняются в средствах.

Последнее китайское предупреждение
Последнее предупреждение о возможных последствиях, которые может навлечь на себя Украина, вступая в НАТО, прозвучало 29 ноября от российского министра обороны Сергея Иванова. Тогда он заявил, что такой шаг может привести к сворачиванию сотрудничества между Москвой и Киевом в военно-технической области. Реакции руководителей государственных предприятий РФ долго ждать не пришлось. В январе директор российской программы "Сатурн-ВМФ" Леонид Иванов сообщил о намерении НПО "Сатурн" объединить возможности российских предприятий, специализирующихся на разработке и производстве газотурбинных корабельных агрегатов для ВМФ РФ. Сергей Иванов откровенно признал, что российские власти поставили задачу организовать производственную кооперацию в этой сфере силами исключительно отечественных предприятий. Рыбинские моторостроители уже давно работают над тем, чтобы наладить в РФ производство морских газотурбинных установок (ГТУ) М75РУ и М70ФРУ, которые, по словам украинских экспертов, "слизаны" с силовых агрегатов, выпускаемых серийно на Николаевском научно-техническом комплексе газотурбостроения (НПКГ) "Зоря-Машпроект". До сих пор наши установки шли на ура и поставлялись на корабли, которые строятся на российских верфях на экспорт или для потребностей ВМФ РФ.

Однако теперь рыбинские моторостроители намерены вытолкнуть украинских конкурентов из этого прибыльного сегмента рынка. При этом НПО "Сатурн" выигрывает дважды, получая еще и государственную финансовую поддержку в размере около $1,5 млрд на разработку вроде бы новых газотурбинных установок. В дальнейшем они будут выпускаться совместно: 25% на НПО "Сатурн" и 75% на НПКГ "Зоря-Машпроект".

Первым делом вертолеты
Еще один удар по украинско-российской кооперации 26 января нанес генеральный директор ФГУП "Завод им. Климова" Александр Ватагин. Он сказал, что серийное производство комплектующих для вертолетов, строящихся по заказу Минобороны РФ, с этого года будет осуществляться только в России. Согласно межправительственным соглашениям до этого серийным выпуском двигателей для российских вертолетов занималось запорожское ОАО "Мотор-Січ". Директор без обиняков признал, что решение о таком переводе было принято в связи с озвученными Киевом планами по вступлению в HАТО. По его данным, на первом этапе — с 2006 по 2008 гг. — производство будет налажено непосредственно на заводе им. Климова в Санкт-Петербурге, а с 2009 г. — на заводе им. Чернышева в Москве.

Для отечественного предприятия это событие не стало неожиданностью. Еще до упомянутого заявления российская сторона начала открыто оттеснять "Мотор-Січ" от поставок вертолетных авиадвигателей. Отправленные в Чехию в конце 2005 г. и начале нынешнего 10 вертолетов Ми-35 уже были оснащены двигателями ТВ3-117 сборки санкт-петербургского ФГУП "Завод им. Климова".

В дальнейшем россияне могут отказаться еще и от сотрудничества по кооперационному производству турбовальных двигателей ВК-2500 для вертолетов Ми-171. Причем, реализуя намеченные планы, они не считаются с затратами. Ведь на 90% двигатель, точнее газогенератор, который представляет собой основу силовой установки, выпускается в Запорожье. В Санкт-Петербурге он комплектуется агрегатами, которые изготавливаются в Саратове, поэтому в целом доля завода им. Климова в производстве авиадвигателя ВК-2500 составляет 2–3%. По оценкам наших специалистов, для организации серийного выпуска этих двигателей потребуются сотни миллионов долларов.

Похожая ситуация сложилась с моторами для крылатых ракет РД-36 большой дальности, которые также серийно производятся на ОАО "Мотор-Січ". Недавно российский разработчик РД-36 заявил о готовности выпускать их серийно. Под угрозой вытеснения с российского рынка может оказаться и производимый на ОАО "Мотор-Січ" авиадвигатель АИ-222 для учебно-боевых самолетов Як-130, изготавливаемых на нижнегородском авиазаводе "Сокол". Конкурентом украинскому мотору может стать российский АЛ-55, разработка которого обойдется примерно в $100 млн.

Реклама на dsnews.ua

В отличие от расторопных и оборотистых россиян, наши производители предпочитали не замечать возможных рисков отказа от их услуг российским партнером, а потому ничего не предпринимали, чтобы избежать неприятных последствий. Более того, на отечественном предприятии и сейчас продолжают смотреть в сторону России, упорно считая сотрудничество с ней безальтернативным. "Предприятие будет принимать меры, чтобы остаться на российском рынке, поскольку в Украине сбывать нашу продукцию некому. Москва давно заявляла о намерении наладить выпуск комплектующих для вертолетных двигателей, но не делала этого, пока власть не взяла курс на евроатлантическую интеграцию. Принимая такое решение, государство должно было подумать о поддержке производителей ВПК, как это делается в России. Но этого у нас нет", — сообщил в интервью "ДС" заместитель генерального директора по маркетингу ОАО "Мотор-Січ" Владимир Ширков.

Удар по ракетам
До сих пор монопольное положение на российском рынке ракет класса "воздух–воздух" занимала киевская ГАХК "Артем". Спроектированные в России ракеты Р-27 выпускались в Киеве и поставлялись в составе идущих на экспорт российских МиГ-29, Су-27 и Су-30. Сейчас в РФ разработаны новые ракетные комплексы типа Р-77 (с активной головкой самонаведения), которые будут производиться уже на российских предприятиях.

Осваивают в РФ и собственные нашлемные системы указания цели для МиГ-29 и Су-30. До сих пор эта система — "Сура" — выпускалась на киевском заводе "Арсенал" и ЦКБ "Арсенал". Украинцев, как выяснила "ДС", теснят и по другим направлениям ракетного рынка. "Если говорить о продлении срока эксплуатации разработанных нами тяжелых ракет SS-20, SS-18 Satan, то они будут дежурить и дальше, но уже без нашего гарантийного надзора. Пока же осуществлением авторского гарантийного надзора в РФ постоянно занимаются представители завода и КБ. Эту работу нам заказывают российские ракетные войска стратегического назначения, и для нас это хорошие средства", — рассказал "ДС" генеральный конструктор ГКБ "Южное" Станислав Конюхов.

Но, пожалуй, самым ярким примером нежелания России сотрудничать с Украиной является проект самолета короткого взлета и посадки Ан-70. Существует межправительственное украинско-российское соглашение о его создании и закупке 165 Ан-70 для потребностей российских ВВС и 64 для украинских. Долг РФ перед нашей страной по реализации этого проекта составляет $48 млн. Однако российская сторона вместо того, чтобы погасить задолженность и выделить необходимые средства для строительства новых двигателей для продолжения и быстрейшего завершения испытаний, выдвигает все новые требования. Главком ВВС Владимир Михайлов постоянно заявляет о наличии в самолете новых недостатков. Один из представителей Минпромполитики признал, что за всем этим стоят больше политические причины. Они говорят: "Вступайте в Единое экономическое пространство, Таможенный союз и ОКДБ, и тогда с проектом Ан-70 будет все в порядке".

Москва сознательно сворачивает сотрудничество с Киевом в ВПК. На проводимый в прошлом году российскими ВВС тендер по созданию легкого военно-транспортного самолета наш производитель — АНТК им. Антонова — даже не был приглашен. И это притом что в РФ, в отличие от Украины, не сохранилось КБ, проектирующего военно-транспортные самолеты. В то же время АНТК им. Антонова является признанным в мире разработчиком этого класса машин.

Кто кого
От разрыва кооперационных связей в ВПК Украина потеряет немало. Правда, потери эти станут ощутимыми не сразу. Скажем, полностью освоить производство газотурбинных установок россияне смогут не раньше чем через лет пять. К тому же перед началом серийного выпуска их необходимо будет обкатать на российских кораблях, ведь ставить сырые установки на экспортируемые корабли они не рискнут. Примерно в таком же русле будет развиваться ситуация с вертолетными и авиационными двигателями.

Со своей стороны Украина может нанести небольшой, но очень чувствительный урон российскому ядерному щиту, отказавшись предоставлять услуги по продлению ресурса и проведению регламентных работ на межконтинентальных баллистических ракетах SS-18. Это означает, что РФ придется выводить этот арсенал из эксплуатации не в 2011 г., как планировалось, а значительно раньше. Взамен наша страна может начать более тесное сотрудничество с США в области американской ПРО. Украинским ракетчикам есть что предложить американским специалистам, которые ищут средства противодействия самым смертоносным ракетам в мире.

Могут найти другое применение (в интересах США или НАТО) радиотехнические узлы в Севастополе и Мукачево, входящие в состав станции предупреждения о ракетном нападении. Иными словами, сейчас Россия попросту подталкивает нас к более динамичной переориентации оборонной промышленности, на создание собственных вооружений и военной техники и закупку нероссийских систем вооружения.

    Реклама на dsnews.ua