• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Дайте две!. Группа "Приват" решила выбить клином проблемы с покупкой одесской нефтегавани

Реклама на dsnews.ua

Нефтяные компании учредителей Приватбанка начали переговоры о покупке одного из крупнейших нефтяных причалов Украины — ЗАО "Ильичевский топливный терминал" (ИТТ). Возможная стоимость сделки не разглашается, но она вряд ли будет ниже затрат на строительство терминала, достигших $25 млн.

Если сделка купли-продажи объекта, способного перерабатывать 3,2 млн т продукции в год, завершится, то "Приват" станет ярко выраженным лидером украинского рынка нефтеперевалки, доведя свои мощности до 20 млн т в год. В январе 2005 г. группа установила контроль над мощностями по перевалке более 17 млн т нефти и нефтепродуктов в год через нефтегавань Одессы, скупив акции трех лидеров рынка — ОАО "Синтез Ойл", "Эксимнефтепродукт" и "Одессанефтепродукт".

Первая из перечисленных компаний выполняет функцию специализированного холдинга финансовой группы ильичевкого Мортрансбанка (она владеет рядом торговых оффшорных компаний, наиболее известными из которых являются International Petroleum System Ltd. и Albion Ltd.). Вторая — контролирует сеть из 20 нефтебаз и 130 АЗС в Одесской области, третья — владеет накопительным резервуарным парком и железнодорожными эстакадами на подходах к одесской нефтегавани. Все активы указанных компаний представляют собой неразрывный и монолитный финансово-торговый комплекс: "Синтез" отвечает за портовую перевалку, "Эксим" — трубопроводную и железнодорожную, а "Одессанефтепродукт" накапливает и распределяет транзитные партии нефтепродуктов.

"Приват" взвалил все это хозяйство на свою голову при достаточно сложных и специфических обстоятельствах, что сразу породило проблемы. Официальным продавцом большинства акций выступал их бывший владелец — возглавляемая гражданином США Михаилом Некричем российская компания Hermitage Resoursies Ltd. Основным мотивом продажи была кардинальная смена власти в Украине. Она угрожала разрушить сложный и отлаженный механизм интимных взаимоотношений между государственным портом и частными компаниями. Так, г-ну Некричу принадлежали трубопроводы и перевалочное оборудование одесской нефтегавани, однако использовались они на основе постоянно переписываемых соглашений о совместной деятельности, заключавшихся с Одесским морским портом (собственником акватории и причального фронта гавани). Продуктивность такого рода взаимоотношений зависела от "точки зрения" украинских контролирующих органов. По неофициальным данным, лояльность правоохранителей ранее обеспечивалась наличием в составе предприятий группы "Синтез Ойл" мелких акционеров, которые владели ценными бумагами по доверенности третьих лиц из числа весьма высоких киевских и одесских чиновников.

После покупки "Приватом" одесских нефтеперевалочных активов эти акционеры перестали "спать" и развили бурную деятельность, направленную против новых владельцев, — созываемые днепропетровцами собрания акционеров регулярно срывались, фактически парализуя развитие нефтеперевалки. Подобный саботаж со стороны обезличенных акционеров, кстати, наблюдался не только в Одессе, но и в Киеве, где группа "Приват" унаследовала от "Синтез Ойла" сеть АЗС ОАО "Киевгорнефтепродукт".

Кое-как разрулить конфликт с обезличенными акционерами одесской нефтеперевалки Приватбанку удалось летом 2005 г., переведя офис "Синтез Ойла" из Ильичевска в Днепропетровск (подальше от Мортрансбанка). С того времени новый владелец поменял регистратора акций большинства приобретенных компаний и предпринял ряд других мер. Однако они не смогли решить главную проблему — обеспечить лояльность киевских и одесских властей к весьма спорному механизму "совместного пользования" одесской нефтегаванью.

Как показал затянувшийся на год спор "Привата" с обезличенными миноритариями, стоящие за ними бывшие и нынешние государственные чиновники отнюдь не намерены "зачехлять оружие" и, невзирая на смену собственника, готовы до последнего бороться за сохранение своего веса в управленческой и кадровой политике предприятий нефтеперевалки. В такой ситуации единственным выходом для "Привата" является коренная реструктуризация группы предприятий "Синтез Ойл", "Эксимнефтепродукт" и "Одессанефтепродукт" — либо их объединение, либо слияние с третьей однопрофильной компанией с последующей чисткой менеджмента и акционеров. Нынешние переговоры о покупке ЗАО "Ильичевский топливный терминал" стали очевидным показателем того, что "Приват" пошел по этому пути. Хотя, по сути, ему все равно было не обойтись без концентрации своих новых активов в нефтяной перевалке. Ведь в случае вполне вероятной продажи днепропетровской группой этих активов концентрация только увеличит их стоимость.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua