• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Энергичная революция. Ужесточение контроля над электроэнергетикой со стороны Минтопэнерго разрушило годами выстраиваемую систему сдержек и противовесов

Реклама на dsnews.ua

Две последние недели ознаменовались рядом громких отставок в высших органах управления электроэнергетикой. Один за другим о монополизации власти в отрасли профильным министром Иваном Плачковым и своем уходе с должностей заявили член НКРЭ Юрий Кияшко и директор госпредприятия "Укринтерэнерго" Олег Бугаев. Министр и его команда обвинения отвергают, называя процесс монополизации власти вполне естественным.

Кадровые маневры
Смена контроля над топливно-энергетическим комплексом Украины той или иной группой влияния, которые было принято ассоциировать с пристрастиями первого лица ТЭК, всегда сопровождалась кадровыми ротациями. С приходом в Минтопэнерго команды Ивана Плачкова, которую наблюдатели называют "группой "Киевэнерго", традиция была соблюдена. В новоиспеченный совет ОРЭ, состоящий из десяти голосующих директоров, вошло шесть представителей НАК "Энергетическая компания Украины" (ЭКУ) и два директора от Минтоп- энерго, обеспечив полную подконтрольность органа Ивану Плачкову. Правда, у нынешних пертурбаций есть несколько отличий. Во-первых, ранее в органы управления отраслью своих представителей делегировали несколько групп влияния, тогда как сейчас — только одна. Во-вторых, завершение вертикали формирования власти спровоцировало скандал.

По словам уходящего в отставку члена Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики (НКРЭ) Юрия Кияшко, руководством Минтопэнерго, председателем НКРЭ Валерием Кальченко и новыми членами НКРЭ (в конце 2005 г. вместо Любови Гончаровой и Василия Котко были назначены начальник юридического управления НКРЭ Елена Гаврилюк и директор департамента электроэнергетики "Киевэнерго" Сергей Дунайло) уничтожаются рыночные принципы функционирования электроэнергетики Украины. Увольняемый директор государственного предприятия "Укринтерэнерго" Олег Бугаев обвинил Минтопэнерго во вмешательстве и блокировании экономической деятельности предприятия.

Наблюдатели относят Олега Бугаева к контролировавшей прежде министерство команде Виталия Гайдука. То есть логика смены руководителя "Укринтерэнерго" на более лояльного менеджера (в марте нынешнего года, сменив устав предприятия, НАК "Энергетическая компания Украины" ликвидировала должность директора "Укринтерэнерго", заменив ее постом президента, на который был назначен и. о. директора департамента финансового и внутреннего контроля Минтопэнерго Игорь Дроздов) понятна. В отличие от ставшего неожиданным противостояния между Минтопэнерго и уволенными членами НКРЭ Василием Котко и Любовью Гончаровой, которых наблюдатели называют в большей степени нейтральными к любой министерской группе. Из подписанного Президентом в конце 2005 г. указа следует, что члены НКРЭ были уволены в связи с окончанием срока полномочий, но г-н Котко и г-жа Гончарова утверждают, что их увольнение незаконно, и обратились в суд. И, по данным "ДС", 3 марта суд Соломенского района Киева восстановил Любовь Гончарову в должности, но комиссия подала апелляцию на решение суда первой инстанции.

По мнению наблюдателей, конфликт между членами НКРЭ и Минтопэнерго вызван желанием комиссионеров сохранить автономный статус своего органа. Ведь подчинение комиссии Минтопэнерго значительно облегчает реализацию министерских инициатив. Осознавая это, Иван Плачков еще в 1999 г., занимая пост министра, инициировал вопрос о прямом подчинении НКРЭ министерству. По данным источника "ДС" в Кабмине, на недавнем правительственном заседании Иван Васильевич вновь внес идентичное предложение. В Минтоп- энерго эту информацию "ДС" не подтвердили, но, судя по последним ротациям в НКРЭ, контроль над комиссией все-таки был получен.

Первый замминистра топлива и энергетики Юрий Продан говорит, что обвинения уволенных чиновников не имеют под собой никаких оснований. Но при этом отметил, что Минтопэнерго не скрывает намерений консолидировать управление энергетическими предприятиями-монополистами. "Нынешний состав совета рынка отражает сегодняшнюю реальную картину государственной собственности. Или необходимо, чтобы он отражал наоборот? Или раньше совет не управлялся?", — риторически спросил он в интервью "ДС".

Курс Минтопэнерго
Формальным поводом для недовольства комиссионеров стали изменения правил работы энергорынка. Чаще всего уходящие члены органов управления энергетическим комплексом выражали недовольство введением единых тарифов на всей территории страны и изменением порядка формирования цен при закупке тока у тепловой генерации. Суть изменений проста: генерирующие компании теперь получают за вырабатываемую электроэнергию не одинаковую цену, а каждая свою. В то время как при старой системе механизм расчетов действовал по принципу: чем дешевле компании обходилось производство электроэнергии, тем больше была ее прибыль.

Реклама на dsnews.ua

Оба нововведения раскритикованы оппонентами Минтопэнерго. Они считают, что единые тарифы не несут никакой экономической выгоды ни участникам рынка, ни государству. Но при этом они противоречат действующей Концепции развития функционирования оптового рынка электрической энергии Украины, которая предусматривает ликвидацию перекрестного субсидирования населения промышленностью (сейчас сумма субсидирования превышает 3 млрд грн.), демократизацию всех процессов управления рынком электроэнергии и переход к прямым контрактам между производителями, поставщиками и потребителями электроэнергии. "Сейчас НКРЭ завалена жалобами на стремительный рост цен на электроэнергию (в 2005 г. оптовая стоимость увеличилась на 33% — до 18,6 коп./кВт-ч, а оптимистичный прогноз на 2006 г. предусматривает 17%-ное повышение. — "ДС"). Нет ни одного региона, где бы снизился уровень розничных цен", — сообщил Юрий Кияшко. В свою очередь изменение правил формирования цены сориентировало генерацию не к сокращению затрат на производство электроэнергии, а к их увеличению, что в конечном итоге отражается на стоимости электричества.

В Минтопэнерго эти обвинения также отвергают. "Стоимость электроэнергии и раньше была для всех одинакова, пока энергетику не разделили по областям. Почему тариф "Киевэнерго" составляет 12 коп./кВт-ч, а, к примеру, в "Киевоблэнерго" — 35 коп./кВт-ч? Это несправедливо, и нужно вернуться к тому, чтобы тарифы были одинаковыми по всей стране, но при этом должно быть много классов потребителей, — говорит первый заместитель министра топлива и энергетики Юрий Продан.

Бизнес пока ждет
Система единых тарифов в большей степени увеличивает финансовую нагрузку на индустриальные регионы Украины, где сконцентрирована основная часть частных энергоемких промышленных предприятий нескольких ФПГ. А изменение условий покупки электроэнергии у тепловой генерации — на частную "Востокэнерго". По информации "ДС", входящая в сферу влияния СКМ энергогенерирующая компания не так давно активно лоббировала возврат к старым правилам покупки электроэнергии у тепловой генерации, поскольку новые условия не позволяли "Востокэнерго" получать прибыль в прежних объемах (по данным НКРЭ, рентабельность компании достигала 60%).

Правда, генеральный директор СКМ Олег Попов пояснил "ДС", что компания не занималась подсчетом дополнительных расходов из-за роста цен. Он заявил, что система единых тарифов незначительно повлияет на рентабельность предприятий СКМ (по данным "ДС", среднее увеличение цен на электроэнергию для металлургов после приведения единых тарифов в соответствие составит около 3%, в то время как нагрузка на угольную отрасль возрастет на 4–30%). Председатель правления ОАО "Днепроазот" Леонид Дубров был более разговорчив. "Технологический процесс нашего предприятия основан на электролизе. Поэтому влияние единых тарифов очень серьезно", — рассказал г-н Дубров.

Но пока активность магнатов в борьбе за возврат к старым условиям ценообразования тарифов на электроэнергию ограничилась лишь несколькими ходатайствами.

В целом же можно констатировать, что олигархи утратили какие-либо рычаги лоббирования своих интересов на энергорынке. И обвинять во всех грехах только Ивана Плачкова было бы наивно. Совет ОРЭ изначально был создан как коллегиальный орган, представляющий интересы производителей и поставщиков электроэнергии всех форм собственности. Но частные хозяева энергокомпаний то ли не смогли, то ли не захотели воспользоваться своим правом на представительство в данном органе. А при их попустительстве Минтопэнерго поступило вполне логично, закрепив контроль над отраслью. Правда, после завершения этого процесса в отрасли сложилась по-настоящему революционная ситуация, когда "верхи" (министерство) не захотят особо прислушиваться к "низам" (промышленники). Если учесть, что после выборов у Ивана Плачкова не много шансов на сохранение нынешнего поста, то можно почти безошибочно предположить, что весенне-летний сезон на энергорынке станет весьма интересным. Потому что "группу "Киевэнерго" будут активно теснить.

    Реклама на dsnews.ua