• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Сергей Гуржий: "Финансовая разведка хочет расширить круг своих информаторов"

Реклама на dsnews.ua

В последнее время в адрес финразведчиков звучит резкая критика со стороны руководства силовых и контролирующих ведомств. Председатель ГНАУ Александр Киреев недоволен объемом информации о подозрительных операциях, предоставляемой его подопечным. Аналогичные упреки высказал и министр внутренних дел Юрий Луценко, мол, неразговорчивость борцов с отмыванием грязных денег мешает милиции искоренять это зло. Сам же Госфинмониторинг предпочитает не реагировать на эти нападки и хранит гордое молчание. Узнать больше о работе этого, не слишком публичного, госоргана "ДС" решила у его руководителя Сергея Гуржия.

— Сергей Григорьевич, недавно Юрий Луценко пообещал обнародовать список банков, через которые грязные деньги выводятся за границу. И единственной помехой этому назвал отсутствие нужной информации вашего ведомства. Почему не делитесь ею с коллегами по цеху?

— Не знаю, что за претензии к нам предъявляются, но нашу работу считают эффективной эксперты FATF, Всемирного банка, Совета Европы и Эгмонтской группы.

— И все же?

— Я не могу комментировать некомпетентные заявления. На рабочем уровне и в общении с упомянутыми вами лицами я не вижу недопонимания и не слышу претензий. А информацию мы предоставляем в том объеме, который предписывает закон.

— Так чем же занимается ваше ведомство?

— Сбором, обработкой и анализом информации о финоперациях, предоставляемой финансовыми посредниками. Все эти операции, на первый взгляд, могут быть абсолютно легальными, и только длительный анализ позволяет выделить схемы, которые могут быть связаны с отмыванием денег.

Реклама на dsnews.ua

— Какие операции наиболее часто используются нашими "отмывателями"?

— Есть несколько характерных схем, связанных с незаконным выведением денег за границу. За два с половиной года, которые работает наша структура, мы зарегистрировали таких операций на общую сумму 27 млрд грн., из них псевдоэкспорт (таможенные декларации с признаками подделки, экспорт по завышенным ценам или на несуществующие компании) — 5,1 млрд грн., операции нерезидентов с ценными бумагами — 8,3 млрд грн., операции по страхованию и перестрахованию — 2,1 млрд грн., операции, связанные с приватизацией — 1,1 млрд грн., операции с утраченными паспортами — 1,6 млрд грн., операции с банковскими металлами — 43 млн грн.

— Расскажите подробней о сути выявленных вами схем?

— К примеру, нами был установлен факт перевода денег по поддельным документам. 150 физлиц дали доверенности банку-резиденту перевести деньги с их личных текущих счетов на счета, открытые для них в банках-нерезидентах. При проведении этой финансовой операции в качестве идентификационных документов владельцы денег предъявляли фальшивые загранпаспорта с печатью о выезде на ПМЖ и идентификационные коды физлиц — плательщиков налогов. За девять месяцев преступной деятельности этой группой были сделаны 240 переводов на общую сумму $18,507 млн в 77 иностранных банков Канады, Израиля, Австралии, Польши, США и Германии. Или, скажем, типичный пример фиктивного импорта. Два резидента с криминальным прошлым организовали две фирмы, которые привлекли средства для поставки импортных комплектующих и перечислили их на счета нерезидента. Для проведения операции в банковское учреждение предоставили внешнеэкономический контракт и таможенные декларации. Мы установили, что на момент подписания этого контракта нерезидент еще не был зарегистрирован и таможенные декларации на украинской таможне не оформлялись.

Используются в нашей стране и структурированные операции с наличностью. Так, рядом субъектов хозяйствования перечислялись крупные суммы на счета четырех частных предприятий. Затем денежные средства под видом покупки сельскохозяйственной продукции направлялись на счета 87 физлиц. Любопытно, что один из тружеников села в тот момент находился в местах не столь отдаленных, а еще двое состоят на учете как наркоманы. Так вот, от имени группы этих земледельцев на основании договоров-доверенностей выступали четыре доверенных лица, которые и получали все средства в виде наличности.

Хочу особо отметить схему с использованием ценных бумаг, которая часто применяется параллельно с мнимым возвратом иностранных инвестиций. Для осуществления одной из таких схем были зарегистрированы три акционерных общества-резидента, которые эмитировали акции. Гражданин Украины, купивший их по номинальной стоимости, перепродал иностранцу в 20 раз дороже. В свою очередь, иностранный гражданин продал эти акции по той же завышенной цене трем украинским предприятиям, которые имеют признаки фиктивности. В результате иностранец перевел полученную сумму на свой заграничный счет.

— Финансовые операции с какими странами чаще всего подпадают под ваш контроль?

— Мы ведем такую статистику с 2003 года. В первой пятерке сейчас находятся Кипр, Российская Федерация, Великобритания, США и Германия. Честно говоря, наибольшее беспокойство у нас вызывает резкий рост количества подозрительных финансовых операций с Кипром — в 2004 году он был на шестом месте (320), а в прошлом с показателем 2548 операций вырвался на первое.

— Есть ли данные об общей сумме отмытых денег?

— Факт отмывания денег может признать только суд. Скажу лишь, что за два с половиной года мы взяли на учет почти 1,7 млн сообщений на общую сумму 1 трлн 307 млрд 913 млн грн. (в том числе в прошлом году — на сумму 544 млрд 907 млн грн.), и все они обработаны и проанализированы. По результатам сформировано 838 обобщенных материалов, которые переданы правоохранительным органам. В отмывании подозреваются 61 млрд 249 млн грн., из которых сомнительные операции на сумму 36 млрд 382 млн грн. были проведены в 2005 году.

— А что это за обобщенные материалы, как они обобщаются?

— Каждое полученное сообщение оценивается по критериям риска. На подозрительные операции заводятся досье. По объектам исследования направляются запросы в базы данных органов внутренних дел, налоговых органов, таможенной и пограничной службы, ГКЦБФР, Фонда госимущества, а также финансовых разведок других государств. В прошлом году только в органы внутренних дел и налоговой службы направлено 609 запросов по 39 562 физическим лицам. Если мы видим признаки возможного преступления, готовится обобщенный материал, который рассматривает коллегиальная экспертная комиссия, в ее заседаниях принимают участие представители Генпрокуратуры, МВД, СБУ и ГНАУ.

— Долгий процесс, а до суда дело доходит?

— Конечно, сейчас по 193 обобщенным материалам расследуются 162 уголовных дела. Мы подозреваем отмывание более 28 млрд грн. — 51 дело открыто на основании наших материалов, а к 142 материалы присоединены. По 12 уголовным делам расследование завершено и их передали в суд. Но из них только два рассмотрены и по ним вынесен обвинительный приговор. Кроме того, на стадии проверки в правоохранительных органах сейчас находится 234 обобщенных материала.

— На последнем заседании Кабмина был утвержден план действий Госфинмониторинга на 2006 год. В чем его суть?

— В этом году нам нужно привести действующее законодательство в соответствие с международными стандартами. Сейчас мы готовим нормативно-правовые акты по имплементации специальных рекомендаций FATF, Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма и резолюции Совбеза ООН 1373 (2001). Установим механизм регулирования и надзора над игорными заведениями и юридическими лицами, которые проводят хозяйственную деятельность в данной сфере. Намерены ввести порядок обязательного предоставления потенциальным покупателем для участия в конкурсах и аукционах сведений о лице, в интересах которого приобретаются государственные пакеты акций. Кроме того, комитет работает над разработкой концепции развития массовых безналичных платежей.

— Чего ожидать финансовой системе в нынешнем году?

— Я считаю необходимым рассмотреть возможность обязательного аудита для юридических лиц–учредителей других юридических лиц, которые являются участниками рынка ценных бумаг. Кроме того, мы намерены ввести мониторинг договоров, заключаемых торговцами ценными бумагами, одна из сторон которых зарегистрирована в оффшорной зоне. Также продолжим работу по предупреждению формирования уставных капиталов банков за счет средств, источники которых проверить невозможно. Будем с особым вниманием изучать происхождение наличных средств, которые поступают в Украину в виде иностранных инвестиций. Сейчас мы готовим законодательные изменения, которые расширяют контроль комитета над деятельностью субъектов первичного финансового мониторинга.

— Вы хотите обязать банки предоставлять вам больше информации?

— Дело не в этом. Речь идет не о расширении объема предоставляемой информации. Увеличится круг субъектов, которые должны будут информировать Госфинмониторинг о сомнительных финансовых операциях. Предполагается отнести к ним нотариусов, аудиторов, субъектов предпринимательской деятельности, которые предоставляют услуги регистрации предприятий, адвокатов и политических деятелей.

Беседовал Богдан Бортаков

    Реклама на dsnews.ua