• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Политики меряются волеизъявлениями

Реклама на dsnews.ua

Сопряженность власти и бизнеса привела к сложному переговорному процессу по созданию коалиции. Бизнес-группировки разной мощности есть во всех политических силах. Задача коммерсантов — добиться реальных рычагов влияния на власть, что очень сложно сделать, находясь в оппозиции. Отсюда и проистекает нынешний сложный процесс переговоров, содержащий не только колкости в адрес будущих партнеров, но и обвинения в измене идеалам Майдана.

Интересы "НУ": экономика превыше всего
"Наша Украина" сегодня находится под как минимум трехвекторным влиянием — Президента, бизнесменов и вялого политического крыла. Виктору Ющенко, посвятившему первый год своего президентства переустройству исполнительной ветви власти, уже пора переходить к борьбе за экономические успехи. Без них он однозначно проиграет следующие выборы президента. Поэтому его явное желание сформировать власть из профессиональных чиновников (в идеальном варианте, отделивших себя от бизнеса, как Юрий Ехануров) приводит к парадоксальным вещам. Например, в некоторых пропрезидентских головах созрел вариант мегакоалиции из "НУ", ПР, БЮТ и СПУ. Такой расклад позволит г-ну Ющенко и дальше культивировать свой образ объединителя земель и политических сил Украины. Однако мегакоалиция нереальна не столько потому, что в оппозиции останется всего лишь 20 коммунистов, сколько ввиду невозможности удовлетворить аппетиты всех партнеров. И если первой из нее выйдет Юлия Тимошенко с ее агитпроповскими талантами, то перед страной отчетливо замаячит призрак нового Майдана.

"Нашеукраинская" бизнес-группа, которую олицетворяют Петр Порошенко, Давид Жвания, Александр Третьяков и еще десяток менее крупных фигур, далека от политических и электоральных сантиментов. Поэтому они выступают за скорейшее соединение с ПР, представляющей из себя натуральную бизнес-группировку. Тем более что предпринимательская жилка, объединяющая вчерашних конкурентов, подкреплена историческими корнями. У истоков Партии регионов стоял Петр Порошенко, который в 2000 г. со своей "Солидарностью" даже подписывал соучредительные документы.

Практически "без присмотра" остаются чистые политики. Роман Безсмертный отстранен Президентом от переговорного процесса за свою чрезмерную благосклонность к союзу "оранжевых сердец", простимулированную обещанием Юлии Тимошенко дать ему пост спикера. Роман Зварич также фактически не у дел. Основная же масса бойцов административного фронта "НУ" ожидает решения о коалиции, спущенного сверху.

Интересы БЮТ: в погоне за премьерством
Юлия Тимошенко не может ждать. Добившись невероятного успеха в противостоянии с "НУ" на выборах, она оказалась между двух огней. С одной стороны, ей крайне необходимо провести свой блок во властную коалицию — Василий Хмельницкий и Константин Жеваго не для того поддерживали БЮТ, чтобы получить банальную депутатскую неприкосновенность. Как и всем крупным бизнесменам, им необходимо иметь как можно более короткий путь к кухне исполнительной власти. Поэтому слухи о зреющем недовольстве поведением своего партийного лидера, окрепшие в последний месяц предвыборной кампании, могут скоро вылиться в персонифицированные заявления бизнес-апостолов БЮТ.

С другой — г-жа Тимошенко не может свернуть со стратегического пути к полному и безраздельному контролю над экономикой страны. Оптимальный вариант — занятие поста президента — в ближайшее время возможен только в одном случае: если БЮТ вместе с ПР решатся на импичмент (в сумме у этих двух сил есть конституционное большинство в парламенте). Однако это похоронит электоральные достижения Юлии Владимировны, полученные как раз благодаря критике "Нашей Украины", ищущей пути к сближению с Партией регионов.

Поэтому у лидера БЮТ сейчас не остается другого пути, кроме как безапелляционно требовать от "НУ" создания "оранжевой" коалиции. Арифметически такая возможность есть. Но большим препятствием служат личные амбиции Юлии Тимошенко, требующей для себя пост премьер-министра. Президент может пойти на выполнение этого условия только в случае, если Юлия Владимировна пообещает ему помочь победить на следующих президентских выборах, а также заморозит конституционную реформу.

Реклама на dsnews.ua

Интересы ПР: засадное положение
Глава избирательной кампании ПР Евгений Кушнарев подметил, что "глупо делать вид, будто Партии регионов с ее 180 мандатами в будущем парламенте не существует". Критическая величина ее фракции позволит ей некоторое время блокировать работу Верховной Рады. Для этого нужны аргументы для склонения на свою сторону коммунистов (что весьма вероятно) и еще двух десятков депутатов из любой другой фракции (что еще более вероятно, учитывая финансовые возможности "регионалов" и донбасскую группу в СПУ). Огромным поражением Партии регионов стал провал на выборах блока Витренко. Если бы Наталья Михайловна провела свой блок в ВР, то шансы у "Регионов" на создание своей коалиции значительно возросли бы: гипотетический альянс в виде ПР + КПУ + блок Витренко казался возможным.

Донецкие прилагают все усилия, чтобы их союз с "НУ" состоялся. С этой целью Ринат Ахметов встречался на прошлой неделе с Виктором Ющенко (по официальным данным, говорили о меценатстве), а Виктор Янукович — с Юрием Ехануровым (как сообщили позже журналистам, политики говорили о погоде).

Власть, даже если она и пойдет на коалицию с БЮТ, не сможет проигнорировать потенциал ПР. Ведь за спиной у "регионалов" не только огромная фракция в парламенте: юг и восток Украины оказались в их фактическом распоряжении благодаря успехам на местных выборах и тотальному провалу "оранжевых" партий. Поэтому начавшийся в 2004 г. раскол страны как предвыборная технология в 2006 г. может обрести реальные черты. Если, конечно, не появится человек, который найдет механизмы для примирения. Сейчас таковым выглядит только Президент, в руках которого контроль над ситуацией в "Нашей Украине" и большей частью исполнительной власти. Ценой компромисса неминуемо станет реабилитация донецких бизнесменов — уголовная и финансовая.

К этому добавим, что в кулуарах парламента ходят слухи о том, что "нашеукраинцы" уговаривают "Регионы" разрешить им краткосрочный брак с БЮТ: мол, через год коалиция все равно распадется, и тогда "НУ" сможет пойти на сближение с ПР.

Интересы СПУ: вечно нужный третий
Александр Мороз со своими небольшими процентами выступает в роли держателя "золотой акции". Без Соцпартии арифметически невозможно создать "оранжевую" коалицию, без его участия крайне сложно оправдать в глазах "оранжевой" части электората союз ПР и "НУ". Поэтому в последние дни он и его соратники сделали ряд противоречивых заявлений. С одной стороны, сам Александр Мороз называл поведение Юлии Тимошенко эпатажным и не исключал возможности сотрудничать с проукраинской частью Партии регионов. С другой — видный социалист Иосиф Винский сразу после выборов "перестал видеть" иной путь для СПУ, кроме как в "оранжевую" коалицию, в которой им должна быть выделена одна восьмая часть должностей. Иначе Соцпартия идет вместе с БЮТ в оппозицию. А тандем этих сил может оказаться очень гремучей смесью, с точки зрения интересов участников будущих президентских выборов. Впрочем, оппозиционность не пройдет для социалистов безболезненно. Лидер партии, решившийся взять в парламентский список мощных представителей промышленного востока Украины (Владимир Бойко, Александр Бугаец), рискует лишиться финансовой подпитки с одновременной потерей постов в исполнительной власти, что грозит СПУ маргинализацией по образу Компартии, которая продолжает свой многолетний путь к исчезновению с политической карты страны.

Варианты выхода из тупика
Сейчас в разных штабах рассматриваются различные версии поведения в ближайшем будущем. "НУ" обдумывает способы для цивилизованного отказа премьерским претензиям Юлии Тимошенко. Один из вероятных вариантов — проведение партийных съездов всех участников блока для единогласного одобрения "оранжевой" коалиции. При этом протест любой маленькой партии ведет к затягиванию переговоров. Тем самым пропрезидентский блок надеется выиграть время, нужное для послевыборного остывания своего электората и создания необходимого информационного поля. Юлия Тимошенко сразу отследила несколько якобы инспирированных "нашеукраинцами" публикаций в ведущих западных СМИ, в которых устами экспертов или самих журналистов критикуется возможность ее возвращения в Кабмин.

Также рассматривается другой, более трудоемкий вариант. Для этого необходимо внесение изменений в Конституцию в части отмены императивного мандата. Как известно, конституционная реформа ввела норму, запрещающую самовольный выход депутата из фракции партии, с которой он попал в парламент. Для отмены этой нормы необходимо заключение Конституционного суда, начала работы которого уже давно ждет Президент. Поэтому можно ожидать, что ПР и бизнес-группа "НУ" проведут согласованную работу в этом направлении.

Однако свое слово еще не сказал Запад. Не запад Украины, а тот, к которому реально прислушивается украинская власть. По слухам, Виктору Андреевичу недавно звонил вице-президент США Дик Чейни и намекнул, что в Белом доме по-прежнему любимым цветом является оранжевый. Кроме того, у Юлии Тимошенко на эту неделю намечен ряд важных международных встреч с ключевыми чиновниками ЕС. Судя по всему, эта поездка еще больше усилит яркий "оранжевый" сигнал, подсказывающий партии власти независимого государства оптимальных партнеров для создания правительственного большинства. Кроме того, БЮТ изо всех сил инициирует создание региональных "оранжевых" коалиций: они уже сформированы во Львовском, Черновицком и Полтавском облсоветах. Еще два-три региональных "оранжевых" альянса, и Виктору Андреевичу деваться будет некуда.

    Реклама на dsnews.ua